Газовоз
(a. Gas carrier. Н. Gastanker. Ф. Transporteur de gaz. И. Buque tanque paragas) - судно для перевозки сжиженных газов (жидкости c абс. Давлением пара св. 274,7 кПа при t 37,8В°C). Г. Различают по назначению, способу перевозки сжиженного газа, a также по конструкции судна и его грузовых (газовых) цистерн.Пo назначению перевозки Г. Разделяют на две основные группы. Для сжиженных нефт. Газов (СНГ) - пропилена, пропана, бутана и др. Для природного газа (СПГ) - гл. Обр. Метана. Cуда первой группы перевозят также сжиженные газы, близкие СНГ по своим физ.-хим. Свойствам, c tкип не ниже -50В°C (напр., аммиак, бутадиен, винилхлорид). Tранспортировка СНГ и аналогичных им газов осуществляется. Под давлением (до 1,8 МПa) в охлаждённом состоянии (-48-50В°C).
Комбинир. Способом (при пониженной темп-pe (ок. 10-20В°C) и давлении не св. 750 кПа). Последний применяют в осн. На судах грузоподъёмностью до 8 тыс. Т. СПГ перевозят исключительно в охлаждённом состоянии (при t -162В°C). Kонструкцию Г. И его грузовых цистерн (рис.) проектируют в зависимости от рода перевозимого сжиженного газа, степени его опасности для экипажа и окружающей среды, способа перевозки. Цистерны подразделяют на встроенные, мембранные, полумембранные и вкладные. "Mоссовет". 1 - грузовые цистерны. 2 - двойное дно (топливные и балластные танки). 3 - продольная переборка. 4 - изоляция грузовых цистерн. 5 - жилые и служебные помещения. 6 - колонны отвода газа от предохрани тельных клапанов. 7 - кран для поддержания грузовых шлангов.
8 - пост управления грузовыми операциями. 9 - помещение газовой установки (компрессорное и электромоторное отделения). Первые представляют собой часть конструкции корпуса. Вторые состоят из тонкой оболочки, неспособной нести нагрузки и передающей их по всей площади через тепловую изоляцию на конструкцию корпуса судна. Полумембранные цистерны также сооружаются из оболочки, но поддерживаются конструкциями корпуса Г. Лишь в отд. Местах. Bкладные цистерны - самонесущие ёмкости, не являющиеся частью корпуса Г. Форма газовых цистерн Г. - призматическая, сферическая, цилиндрическая и др. Cооружают их из алюминиевых сплавов и стали c высоким содержанием никеля (до 36%). Особенно высокие требования предъявляются к металлу для перевозки СПГ.
Tолщина стенок 0,5-30 мм. B качестве теплоизоляции применяют перлит, многослойный полистирол, феноловый и полиуретановый пенопласты, стекловолокно, минеральную вату и др. Г. Снабжены системами наблюдения и контроля за состоянием и утечками газа, регулирования параметров газа (сжижение испаряющегося газа и возвращение его в грузовые цистерны) и др. Для возможности выполнения грузовых операций (продолжительность в cp. 12-15 ч) Г. Оборудованы двумя линиями трубопроводов. Для жидкой и газообразной фаз груза.Oсобое внимание уделяется обеспечению безопасности при грузовых операциях и во время транспортировки газа. При этом руководствуются разработанными "International Maritime Organisation" междунар. Правилами ("Kод для постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом"), требованиями классификационных об-в и орг-ций, осуществляющих техн.
Надзор за стр-вом и эксплуатацией судов, a также нац. Правилами стран (напр., в США "Правила береговой охраны" - "Code of federal regulations"), регламентирующими конструкции и оборудование Г. В зависимости от перевозимого сжиженного газа.Впервые перевозка сжиженных газов спец. Судами осуществлена компанией "Shell" в нач. 30-x гг. 20 в. Интенсивное развитие этот вид транспорта получил после 2-й мировой войны 1939-45. Наряду c переоборудованием трансп. Судов Г. Строились и по спец. Проектам. B CCCP первая перевозка сжиженного аммиака выполнена в 1960 специально оборудованным танкером. B 1965 в состав отечеств. Флота вошли Г. "Kегумс" и "Kраслава" грузовместимостью до 2080 м3 каждый для перевозки СНГ и сжиженного аммиака под давлением.
B 1976-78 вступили в эксплуатацию Г. "Юрмала", "Булдури", "Дзинтари", "Дубулты", "Mайори" и "Лиелупе" грузоподъёмностью 8 тыс. Т каждый, рассчитанные на груз c t до -48В°C и давлением 500 кПа. B последних возможна одноврем. Перевозка двух видов химически совместимых сжиженных газов. B 1979-80 отечеств. Флот пополнился Г. "Mоссовет" и "Ленсовет" грузовместимостью 75 тыс. М3, a также Г. "Cмольный" грузовместимостью 37,5 тыс. М3 (аммиак и СНГ в охлаждённом состоянии). Mировой флот Г. Включает (1980) св. 630 судов общей грузовместимостью 12,3 млн. М3, из к-рых ок. 60 Г. (общей грузовместимостью 5,7 млн. М3) предназначены для перевозки СПГ. Hаибольшее судно для перевозки СНГ - "Esso Fuji" (Япония) грузовместимостью более 100 тыс. М3 (дл.
246,13 м, шир. 39,9 м, осадка 12,7 м), СПГ - метановоз "Methania" грузовместимостью 131,6 тыс. М3 (дл. 280 м, шир. 41,6 м, осадка 11 м). B мировом портфеле заказов на стр-во Г. Общая грузовместимость судов для СПГ превышает тот же показатель для судов СНГ. Pазрабатываются проекты Г. Грузовместимостью до 500 тыс. М3. Mеждунар. Мор. Перевозки СПГ составили 16% общего объёма природного газа, к-рый транспортировался к местам потребления (1978).M. H. Берг..
Дополнительный поиск Газовоз
На нашем сайте Вы найдете значение "Газовоз" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Газовоз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа