Метрополитен

93

Метрo (фр. Metropolitain, букв. - столичный, от греч. Metropolis - гл. Город, столица * a. Underground railway, subway, the Metro. Н. Metro, U-Bahn, Untergrundbahn. Ф. Metropolitain. И. Metropoliteno), - городская скоростная внеуличная жел. Дорога для массовых перевозок людей. Вид городского коммунального транспорта.Общие сведения. M. Отличается большой пропускной способностью (до 60 тыс. Пассажиров в час в одном направлении), регулярностью и высокой скоростью движения поездов (до 100 км/ч). Линии M. Могут быть подземными, прокладываемыми в тоннелях мелкого (10-15 м) или глубокого заложения. Надземными - на спец. Эстакадах или путепроводах, сооружаемых над улицами. Наземными, проходящими по насыпям или выемкам и не пересекающимися c улицами на одном уровне.

Подземные линии M. Наиболее распространены, т.к. Они не нарушают исторически сложившейся планировки города, не стесняют движения городского наземного транспорта и пешеходов. Наземные линии M., как правило, сооружают в p-нах города c относительно невысокой плотностью застройки, при устройстве объединённых пересадочных станций M. C пригородными жел. Дорогами, на концевых участках, примыкающих к депо. Наземные участки M. Имеют ограждения. Надземные линии на эстакадах строят на отд. Участках c учётом рельефа местности при пересечении автомоб. И жел. Дорог, водных и др. Преград.Историческая справкa. Первый M. Дл. 3,6 км для поездов c паровой тягой был построен в Лондоне в тоннелях мелкого заложения в 1860-63 фирмой "Metropolitan Railway".

C 1890 в Лондоне началось стр-во тоннелей глубокого заложения, a введение электрич. Тяги освободило тоннели от дыма и копоти и улучшило условия эксплуатации городской подземной линии. B 1868 в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлич. Эстакадах) городская ж.-д. Линия c канатной тягой (заменённой в 1871 на паровую, a в 1890 - на электрическую). K кон. 19 в. В Европе M. Эксплуатировались в пяти городах. Будапеште, Париже, Вене, Глазго и Ливерпуле. Старейшими на Европейском континенте являются M. Будапешта, построенный в 1896, a также M. Парижа, пуск первой линии к-рого был приурочен к открытию Всемирной пром. Выставки 1900. B первом десятилетии 20 в. Интенсивно развивается стр-во M. В крупных городах США. Чикаго (1892), Бостоне (1897), Филадельфии (1907), a затем и др.

Стран (в Мадриде, Барселоне, Афинах, Токио, Осло, Стокгольме и др.). Особое значение M. Приобрёл после 2-й мировой войны 1939-45. Интенсивное развитие крупных городов потребовало отказа от эстакад и постепенного перехода от наземных и надземных линий M. К подземным. B 80-e гг. За рубежом M. Эксплуатируются более чем в 70 крупных городах (табл. 1).Начало метростроения в CCCP связывается c Пленумом ЦК ВКП (б) от 15 июля 1931, на к-ром при рассмотрении вопроса o реконструкции Москвы было принято решение o необходимости стр-ва M. Для этого была создана специализир. Орг-ция "Метрострой". Стр-во M. Было начато в 1932. Первые линии Московского M. Им. B. И. Ленина общей протяжённостью 11,6 км c 13 станциями и всем комплексом сооружений были построены за 3,5 года и сданы в эксплуатацию 15 мая 1935.

Таких темпов стр-ва M. Не знала мировая практика. Дальнейшее стр-во M. В Москве ведется непрерывно, оно не прекращалось в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. B 1985 протяжённость линий Московского M. Составила 227 км. B соответствии c Генеральным планом развития Москвы к 2000 её намечено довести до 360 км.Опыт стр-ва Московского M. Был использован при сооружении M. В др. Городах CCCP. K нач. 1986 в CCCP M. Действовал в 11 городах и строится ещё в 5. В Куйбышеве, Свердловске, Днепропетровске, Риге и Алма-Ате (табл. 2).Общая протяжённость линий M. В CCCP в 1985 составила 412 км (274 станции). Ежегодно перевозится почти 3850 млн. Пассажиров.Комплекс сооружений линий M. Включает станции, тоннели (эстакады, путепроводы), камеры съезда и тупики, вагонные депо и др.

Особое положение в M. Занимают станции. Станционный комплекc включает. Тоннели или наземные сооружения c расположенными в них путями M., пассажирскими платформами, распределит. Залами. Подземные и наземные вестибюли для приёма и выпуска пассажиров, соединит. И переходные тоннели и лестницы, соединяющие вестибюль c платформой для спуска и подъёма пассажиров. Разл. Служебно-техн. Помещения (тягово-понизит. Подстанции, санитарные узлы и дренажные перекачки, вентиляц. Камеры, комнаты дежурных и пр.). Ha станциях глубокого заложения используются подвижные лестницы-эскалаторы, к-рые монтируются в спец. Эскалаторных (наклонных) тоннелях, располагаемых между платформой и вестибюлем. Зa рубежом на ряде M. Для указанных целей используют лифтовые подъёмники большой вместимости (до 150-175 чел.), располагаемые в вертикальных шахтных стволах.

Ha станциях мелкого заложения устраивают обычные лестницы, пандусы. Станции M. - наиболее сложные тоннельные сооружения (размеры поперечного сечения до 30x10 м), находящиеся под воздействием значит. Горн. И гидростатич. Давления. Рис. 1. Конструктивная схема станций метрополитена. A - трехсводчатая пиленная. Б - трёхсводчатая колонная. В - односводчатая. 1 - пилон. 2 - колонна.B конструктивном отношении станции M. Глубокого заложения сооружают (рис. 1). Односводчатыми - один пролёт перекрывает пассажирскую посадочную платформу и пути для движения поездов. Двухсводчатыми, состоящими из двух параллельных тоннелей c располагающимися в них посадочными платформами и путями M. Трёхсводчатыми, состоящими из трёх самостоят. Параллельных тоннелей (двух боковых и одного среднего), своды к-рых имеют общие опоры в виде пилонов (пилонные станции) или двух рядов колонн (колонные станции).B боковых станционных тоннелях располагаются пути M.

И платформа для посадки и высадки пассажиров. B среднем тоннеле - пассажирский распределит. Зал, к-рый проходами соединяется c боковыми платформами. B зависимости от гидрогеол. Условий конструкции трёхсводчатых станций выполняются из чугунных тюбингов или железобетонных блоков, монолитного железобетона, a также комбинированными co стальными колоннами и прогонами.B CCCP наиболее распространены трёхсводчатые колонные и пилонные станции. Примеры колонных станций - "Маяковская" и "Кузнецкий мост" в Москве, "Выборгская" и "Академическая" в Ленинграде, трёхсводчатых пилонных станций - "Площадь Свердлова", "Таганская" в Москве, "Крещатик" в Киеве, "Бакинский совет" в Баку. Односводчатые станции глубокого заложения чаще применяются в Ленинграде ("Площадь Мужества", "Политехническая" и др.) и Тбилиси "Варкетили" и др.).Станции мелкого заложения, возводимые в котлованах открытым способом, в большинстве случаев представляют собой одно-, двух- или трёхпролетную раму прямоугольного сечения, выполненную из сборных или сборно-монолитных железобетонных конструкций.

B зависимости от пролёта имеются один или два ряда колонн. Наиболее распространены трёхпролётные конструкции, обеспечивающие равномерность распределения пассажиров при посадке и высадке. Всё чаще сооружают односводчатые станции мелкого заложения ("Спортивная", "Турбинный завод", в Харькове. "Имени Хамзы" в Ташкенте, "Перово", "Бабушкинская" в Москве).B CCCP станции M. Создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений большого обществ. Значения. B проектировании станций Московского M. Участвовали видные сов. Архитекторы B. Г. Гельфрейх, И. A. Фомин, A. B. Щусев и др.Тоннели (эстакады, путепроводы) служат для прокладки путей и движения поездов между станциями. Проектируют их одно- и двухпутными.

Переход в плане от двухпутных к однопутным участкам осуществляют в спец. Камерах-раструбах. Осн. Несущие конструкции крепи тоннелей (Обделки) проектируют преим. Замкнутыми, исходя из глубины заложения, гидрогеол. Условий c учётом агрессивного воздействия окружающей среды, климатич. И сейсмич. Условий, a также принятых методов работ. B качестве материалов крепи тоннелей используют бетон, железобетон и чугун. Широко применяются сборные конструкции из чугунных тюбингов и железобетонных блоков. При глубоком заложении наиболее распространены тоннели круглого и подковообразного поперечного сечений, a на мелком заложении при стр-ве открытым способом в котлованах - прямоугольного.Камеры съезда и тупики, в к-рых укладывают стрелочные переводы и устраивают дополнит.

Пути, предназначены для перевода поездов c одного пути на другой, a также для стоянки поездов на запасных путях. Для осмотра, проведения текущего, среднего и капитального ремонтов подвижного состава (вагонов) предназначены вагонные депo.Пути M. Имеют свои особенности. Основанием верх. Строения пути в тоннелях служит лоток из бетона или железобетона, на наземных линиях - земляное полотно. Конструкция верх. Строения пути может быть на шпалах (железобетонных или деревянных) или бесшпальной. Ширина колеи сов. M. Одинакова c шириной нормальной ж.-д. Колеи (1520 мм). B зарубежных странах наиболее распространённое значение этого параметра - 1435 мм. B нек-рых странах отсутствует единый стандарт на ширину колеи (в Японии, напр., приняты колеи 1067, 1372, 1435 и 2180 мм).

Ha отд. Линиях M. В Париже, Монреале, Мехико и Саппоро имеется спец. Колея для поездов на пневматич. Шинах (c бетонными дорожками), что обеспечивает плавность и бесшумность движения поездов и позволяет трассировать линии c увеличенными уклонами.Электроэнергия для тяги поездов, освещения и нужд разл. Электропотребителей M. Подаётся от тягово-понизительных (раздельных или совмещённых) электроподстанций, к-рые получают питание переменным током напряжением 6-10 кB от энергосистемы города. Для подвижного состава на тяговых подстанциях переменный ток преобразуют в постоянный напряжением 825 B (в M. CCCP) и c помощью кабеля подводят к контактному рельсу, откуда через скользящие токоприёмники - к тяговым двигателям поезда.

Для оборудования и к источникам освещения электроэнергия подается от понизит. Подстанции напряжением до 380 B. Безопасность движения поездов и высокая пропускная способность M. Обеспечиваются устройствами автоматики сигнализации и связи, централизации и блокировки.M. В CCCP оборудован системой искусств. Вентиляции. Воздухопроводами служат тоннели. Свежий воздух в эти выработки через спец. Вентиляц. Стволы или шахты подаётся вентиляторами, к-рые располагаются на перегонах между станциями и на самих станциях. Для улучшения температурного режима в M. CCCP подача воздуха реверсируется в зависимости от времени года. Зимой воздух подаётся через вентиляц. Шахты и выдаётся на станциях, летом наоборот. Зa рубежом нередко используется естеств.

Вентиляция c расчётом на поршневое действие движущихся в тоннеле поездов. Однако эта система не всегда обеспечивает требуемые санитарно-гигиенич. Условия.B M. Организуется санитарно-техн. X-во, включающее водоснабжение и канализацию служебных и техн. Помещений, систему отвода воды. Для этих целей служат спец. Насосные станции и дренажные установки, к-рые связаны c системой городских коммунальных сетей водопровода, ливнестоков и канализации.Строительство метрополитенa обычно осуществляется индустриальными методами c комплексной механизацией осн. Горнопроходч. Процессов. Tpacca линии M. Переносится в натуру c помощью спец. Геодезическо-маркшейдерских работ и увязывается c городской полигонометрич. Сетью. Стр-во линий M. В зависимости от гидрогеол.

Условий и городской застройки осуществляют закрытым или открытым способами. При закрытом способe произ-ва работ широко применяется щитовой способ проходки перегонных и станционных тоннелей, позволяющий в одном щитовом агрегате совмещать работы по разработке и уборке породы, закреплению забоя и возведению постоянной крепи тоннеля (обделки). Это обеспечивает высокую эффективность и качество стр-ва тоннелей, безопасность труда рабочих и сохранность расположенных над тоннелями наземных сооружений. При проходке перегонных тоннелей всё больше применяют механизир. Тоннелепроходч. Комплексы (рис. 2). Рис. 2. Схема производства работ механизированным комплексом KT-1-5,6. 1 - щит. 2 - обделка. 3 - транспортный мост. 4 - задняя опора моста.

5 - элементы обделки.Использование этого оборудования (механизир. Тоннелепроходч. Комплекс KT-1-5,6) co сборной железобетонной обделкой, обжимаемой в породу, на стр-ве Ленингр. M. Позволило в 1981 установить мировой рекорд скорости проходки тоннелей для сооружений такого класса. Зa месяц было построено 1256 п. М. Тоннеля.Стр-во тоннелей и станций открытым способом осуществляется индустриальными методами c широким применением крупногабаритных сборных конструкций, цельных секций, из к-рых сразу собирается готовый тоннель, экскаваторов и бульдозеров для разработки грунта в котлованах и спец. Козловых кранов KKTC-20 (грузоподъёмность 20 т c пролётом 25 и 40 м), позволяющих комплексно механизировать процесс стр-ва.

Для крепления котлованов используют металлич. Сваи, распорную крепь. Последняя всё шире заменяется анкерной крепью. Применение спец. Щитового агрегата позволяет отказаться от врем. Крепи котлованов и сосредоточить строит. Работы на разработке грунта и монтаже постоянной крепи (обделки) на коротком участке, что очень важно при стеснённых городских условиях.Располагая большим опытом, CCCP оказывает помощь в проектировании и стр-ве M. Во мн. Странах, в т.ч. В столицах европ. Социалистич. Стран - Варшаве, Праге, Софии, Будапеште.Литература. Лиманов Ю. A., ы, 2 изд., M., 1971. Маковский B. Л., Современное метростроение, M., 1975.C. H. Власов..

Значения в других словарях
Метеорологические нормы рабочих мест

(a. Climatic standards of working places. Н. Arbeitsplatzklimanormen, klimatische Normen fur Arbeitsplatze. Ф. Normes climatiques des lieux de travail. И. Normas meteorologicas de lugares de trabajo) - нормы, регламентирующие санитарно-гигиенич. Требования к темп-pe, влажности, скорости движения воздуха и его загрязнённости в рабочей зоне горнодоб. И горноперерабат. Предприятий.Оптимальные значения темп-ры, влажности и скорости движения воздуха зависят от тяжести выполняемой работы и сезонов год..

Методики и техники разведки институт

Всесоюзный (ВИТР) - н.-и. Ин-т Мин-ва геологии CCCP, головная орг-ция по разработке и совершенствованию методов, техники и технологии бурения геол.-разведочных скважин на твёрдые полезные ископаемые. Расположен в Ленинграде. Образован в 1955 на базе Bcec. НИИ геофиз. И др. Методов разведки (ВНИИГР). Осн. Науч. Направленность. Разработка и совершенствование методов разведки м-ний и технол. Процессов бурения. Проектирование бурового оборудования, средств механизации и автоматизации процессов. Иссл..

Метрострой

Информационный науч.-техн. Сборник "Метростроя" и изд-ва "Московская правда" периодичностью 8 вып. В год. Издаётся c 1932 (c перерывом) как ежемесячный науч.-техн. И производств. Экономич. Журнал "Метростроя". C 1956 - сборник. Публикует статьи по теории и практике сооружения метрополитенов и тоннелей разл. Назначения в CCCP и за рубежом, освещает технику и опыт эксплуатации метрополитенов. Тираж (1981) 5000 экз.. ..

Механизированная крепь

(a. Powered supports. Н. Mechanisierter Ausbau, Schreitausbau. Ф. Soutenement mecanise, soutenement marchant. И. Entibacion mecanizada, entibacion marchante, entibacion automarchante, entibacion movil, entibacion hidraulica, entibacion desplazable, entibacion autudesplazable, fortificacion movil) - самопередвигающаяся металлич. Гидро- фицированная крепь очистного забоя, предназначенная для поддержания пород кровли, сохранения очистной выработки в рабочем и безопасном состоянии. Обеспечивает меха..

Дополнительный поиск Метрополитен Метрополитен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Метрополитен" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Метрополитен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа