Алхимия

165

[позднелат. Alchymia, alchimia, через араб. Алькимия. Возможно, от греч. Chymeia, cherneia-искусство выплавки металлов, chyma - жидкость, литье, или от Хемия (греч. Спёгша)-одно из наименований Др. Египта, от др. -егип. Хам, хаме-черный, букв. - черная страна, страна черной земли], наряду с другими тайными, оккультными, науками (астрологией и каббалой) - явление культуры, сопутствовавшее на протяжении более 1,5 тыс. Лет разл. Эпохам (эллинизм, европейское средневековье, Возрождение). А. Существовала еще в составе древних восточных культур - в Ассиро-Вавилонском царстве, доисламской Персии, Арабском халифате, а в Китае, Индии и Японии - во времена становления там буддизма. Но наиб. Распространение она получила в средневековой Европе.

В данной статье речь пойдет об А. Преим. В этом регионе. А. Связывают с попытками получить совершенный металл (золото или серебро) из металлов несовершенных, т. Е. С идеей трансмутации (превращения) металлов с помощью гипотетич. В-ва - "философского камня". Сами алхимики называли свою деятельность scientia immutabilis - "наукой неизменной". Первый этап А. (2-6 вв.) связан с деятельностью Александрийской академии (2-4 вв.). Это было время становления А. В составе позднеэллинистич. Герметич. Философии (по имени Гермеса Трисмегиста-Трижды Величайшего, легендарного основателя А.) под влиянием учения персов-огнепоклонников, неопифагорейских и неоплатонич. Умозрений эллинизированного Египта, предхристианских и раннехристианских философских систем.

Александрийская А. Занимает срединное положение между ремесленной практикой, направленной на имитацию благородных металлов (золота-хризопея и серебра-аргиропея), и оккультным теоретизированием. Алхимик оперирует с в-вом и одновременно размышляет над его природой. Оснащение лаборатории алхимика и мастерской ремесленника (металлодельца, стеклодела, красильщика, изготовителя ядовитых и лек. Настоев) в осн. Совпадают. Аппараты, приборы, посуда, в-ва. Совпадает и характер деятельности. Открытие, наблюдение и описание в-в и их взаимодействий, препаративные процедуры и технологич. Операции. Но у алхимика иная цель. Не утилитарная, а глобальная, направленная на построение особой Вселенной, собственной картины мира, представленной в А.

В специ-фич. Образах-понятиях ("философский камень", целительные панацеи, алкагест - универсальный р-ритель, гомункул - искусственный человек). Он осуществляет тем самым единение микро- и макрокосмоса, соотнося природное и духовное, вселенское и человеческое на пути к знанию. Алхимик теоретически осмысливает хим. Ремесло и как бы приспосабливает к делу под воздействием этого же ремесла собственное теоретизирование. Он формулирует направления своей деятельности так. В материальном мире Ч трансмутация несовершенных металлов в совершенные. В человеческом мире - личное совершенствование. Созерцание бога и приобщение к нему через его слово - в мире неземном. А., следовательно, одновременно представляла два рода деятельности - "аурификцию" (золотоподобные имитации) и "аурифакцию" (определенную мировоззренч.

Доктрину). В 7-11 вв. А. Ни в практич., ни в теоретич. Отношениях не обогатила средневековое природознание. На втором этапе (12-14 вв.) А. Вступает во взаимоотношения с культурой европейского средневековья, пребывая между практич. Химией и "естественной философией", основанной на христианизир. Учении Аристотеля о материальном мире. (Мир в-в, согласно этому учению, состоит из сочетаний четырех начал-стихий - земли, воды, воздуха, огня, обладающих соответствующими свойствами-качествами-сухостью, влажностью, холодом, теплом.) В результате А. Рационализируется, приобретая черты лишь внеш. Образом алхимизированной практич. Химии, с одной стороны, и деятельности, направленной на познание в-ва, - с другой. Названные выше образы-понятия А.

Существуют не сами по себе, а в конкретных познавательно-практич. Проблемах, связанных с преобразованием в-ва. Мысль о всеобщей пре-вращаемости в-ва, из к-рой следует возможность трансмутации металлов, коренится в аристотелевой идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и начал-стихий. В аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качеств. Принципах, алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное - вещественное, обнаруживаемое органами чувств, преобразуемое с помощью соответствующих лаб. Приемов. Аристотелева вода, напр., у алхимиков - знак холодного и влажного, но и та вода, к-рую можно пить, и aqua fortis (азотная к-та), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают веществ.

Характер, выстраиваясь в триаду алхим. Начал-принципов и вместе с тем в-в. Ртуть, сера и соль. Принцип и в-во вместе. "Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости...". Это примета особого, радикально отличного от нынешнего, мышления. Мысль алхимика движется от изучения функциональной зависимости св-во-св-во (блеск золота, напр., зависит, в числе прочего, от огненности серы) к изучению принципиально иной зависимости состав - св-во. При этом антиатомистич. Представления имеют тенденцию через понятия "квинтэссенция" (скрытая сущность тела) и "биологическая" индивидуация (тело - живой организм) стать физ.-хим. Атомистикой новой науки. Если, однако, понимать атомизм как неуничтожимость и неизменяемость единицы в-ва, тогда идея трансмутации оказывается бессмысленной.

В этом случае следовало бы отказаться от алхим. Веществ-принципов (ртуть, соль, сера) как кирпичей мироздания и признать реальные металлы, напр., простыми хим. Элементами в современном смысле. Т. Обр., атомизм-в нек-ром роде логич. Будущее А. Учение об алхим. Началах-принципах противостоит двум осн. Направлениям средневекового природознания (13 в.). Созерцательному опыту оксфордской школы (Р. Бэкон, Роберт Гроссетест) и схоластике Альберта Великого-Фомы Аквинского. Но в этом противостоянии оно как бы примиряет средневековые номинализм (имя-идея вещи - лишь конструкция ума) и реализм (имя-идея вещи так же реальна, как и сама вещь) и тем самым предвосхищает метод науки нового времени, оперирующей с реальными в-вами, но осмысляемыми с помощью соответствующих понятий.

В этом и состоит главный урок, преподанный А. Научной химии - науке нового времени. Учение об алхим. Субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина, различны их преходящие, акцидентальные, формы) обусловливает "врачующий" характер препаративной деятельности алхимиков, совершенствующих металл - освобождающих его от порчи. Эта практич. Установка находится в соответствии со след. Двумя устремлениями алхим. Мысли. Первое. Разрушение видимых форм в-ва, физ. И физ.-хим. Воздействия на в-во (дробление, измельчение, растирание, обжиг, растворение в-ва в минеральных к-тах и др.). Так алхимик выявляет сокровенную сущность - квинтэссенцию, форму форм, лишенную к.-л. Св-в кроме идеального совершенства (идея, восходящая к александрийской А.).

На этом пути - физикализация А. Второе. Одухотворенная предметность (зооморфные, антропоморфные, анимистич. Представления о в-ве, "исцеление" в-ва с помощью "медикамента" - "философского камня"). На этом пути - биологизация А., ведущая с формированию идеи хим. Индивидуальности. Во взаимодействии этих устремлений можно усмотреть предвосхищение современной химии, мечущейся меж всемогущей физикой и всеобещающей биологией. Деятельность алхимиков к концу второго этапа складывается из трех составляющих. 1) ритуально-магич. Опыт, в к-ром препаративные процедуры сопровождаются соответствующими заклинательными ф-лами, выражаемыми особым символич. Языком (мир в-в - мир символич. Их заменителей, причем последний истиннее первого, ибо священнодействен, исполнен высшего смысла.

С одной стороны, "дело это делает рука", с другой - "деяние это творит десница"). 2) система определенных лаб. Приемов, направленных на недостижимый, как теперь ясно, результат. 3) синтетич. Искусство, с помощью к-рого изготавливают конкретную вещь. Так в рамках А. Воспроизводится особый тип познавательно-практич. Деятельности, непосредственно предшествовавший химии нового времени. Но реальный путь от А. К химии оказался трудным. Потребовалось длительное взаимод. Трех направлений средневекового природознания (схоластич. Теоретизирования, ремесленного опыта и А.), прежде чем experientia как опытность, знание и experimentum как проба, опыт, встретившись, привели к научному эксперименту. Именно в силу обретения А. Собственного теоретич.

Взгляда на свой предмет главные практич. Вклады А. Приходятся на 8-12 вв. В арабском мире и на 12-14 вв. В Европе. Получены серная, соляная и азотная к-ты, винный спирт, эфир, берлинская лазурь. Создано разнообразное оснащение мастерской-лаборатории-стаканы, колбы, фиалы, чаши, стеклянные блюда для кристаллизации, кувшины, щипцы, воронки, ступки, песчаная и водяная бани, волосяные и полотняные фильтры, печи. Разработаны операции с различными в-вами - дистилляция, возгонка, растворение, осаждение, измельчение, прокаливание до постоянного веса. Расширен ассортимент в-в, используемых в лаб. Практике. Нашатырь, сулема, селитра, бура, оксиды и соли металлов, сульфиды мышьяка, сурьмы. Разработаны классификации в-в. Впервые описано взаимодействие к-ты и щелочи.

Открыты сурьма, цинк, фосфор. Изобретены порох, фарфор. Бонавентура (13 в.) установил факт растворения серебра и золота в царской водке. В трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии" можно усмотреть неосознанное приближение к правилам стехиометрич. Соотношений и принципу постоянства состава. Ему же принадлежит систематизированное описание св-в семи известных тогда металлов. Но успехи прикладного св-ва А. Должна разделить с хим. Ремеслом. Во многом сходна с европейской А. Арабского мира 8-12 вв. (Бл. Восток и страны Магриба). Это сходство не случайно, если принять точку зрения М. Бертло о проникновении А. В Европу через арабов. Практич. Химия шла путем эмпи-рич. Поиска, лишь оттеняя особую природу А. Третий этап А. (15-17 вв.) связан с кризисом европейского средневекового мышления и отмечен новым расцветом оккультных увлечений, характерных для ренессансного неоплатонизма.

В стороне стоит Парацельс (16 в.), ориентировавший злато-сереброискательскую А. На лекарственную-иатрохимию (греч. Iatros-врач). А. В эпоху Просвещения (18 в.) воспринималась современниками как фарс. Т. Обр., в ходе историч. Взаимодействия с умозрительным природознанием и хим. Ремеслом А. Трансформируется в научную химию. Под влиянием А. Взаимоизменились хим. Ремесло и умозрительное природознание, став соответственно хим. Технологией и опытно-индуктивной наукой 17 в. Лит. Рабинович В. Л., Алхимия как феномен средневековой культуры, М., 1979. Его же. Образ мира в зеркале алхимии. От стихий и атомов древних до элементов Бойля, М., 1981. Jung С. G., Psychology and alchemy, L., 1953. Read J., Through alchemy to chemistry, N.Y., 1963. Thorndike L., A history of magic and experimental science, v.

1-8, N.Y., 1923-41. В. Л. Рабинович..

Значения в других словарях
Аллопуринол

(милурит. Цилорик. 4-гидроксипиразо-ло [3,4-d]пиримидин), мол. М. 136,11. Бесцв. Кристаллы. Т. Пл. > 300 С. Не раств. В воде и этаноле. Получают взаи-мод. Диэтилацеталя диметилформамида с цианацетамидом с послед. Р-цией продукта с гидразином и циклизацией образовавшегося З-амино-4-карбамидопиразола с формамидом. А. Ингибирует фермент ксантиноксидазу, участвующую в синтезе мочевой к-ты, благодаря чему затрудняется образование уратов в сыворотке крови и отложение мочевой к-ты в суставах, почках и..

Алмаз

(тюрк, алмас, от греч. Adamas- несокрушимый), аллотропная модификация углерода. Кристаллич. Решетка гранецентрированная кубическая (а= 0,357 нм, z= 4, пространств. Группа Fd3m). Кристаллы обычно имеют форму октаэдра, ромбододекаэдра, куба и тетраэдра. Они м. Б. Бесцветными или окрашенными (в желтый, коричневый, розовато-лиловый, зеленый, голубой, синий и черный цвета), прозрачными, полупрозрачными и непрозрачными. Для кристаллов характерны сильный блеск, высокий показатель преломления (2,417),..

Альбумины

(от лат. Albumen, род. Падеж albuminis- белок), водорастворимые глобулярные белки, входящие в состав сыворотки крови, цитоплазмы клеток животных и растений, молока. Наиб. Известны сывороточный и яичный А., а также лактальбумин (гл. Компоненты соотв. Сыворотки крови, яичного белка и молока). Сывороточный А. Составляет 50% от массы всех содержащихся в сыворотке крови белков. Состоит из одной по-липептидной цепи (мол. М. 66,5 тыс.), включающей 585 аминокислотных остатков и образующей 9 петель, фик..

Альгиновые Кислоты

(от лат. Alga-морская трава, водоросль), полисахариды, молекулы к-рых построены из остатков -D-маннуроновой (ф-ла I) и -L-гулуроновой (II) к-т, находящихся в пиранозной форме и связанных в линейные цепи 1 -> 4-гликозидными связями. Соотношение между мономерами меняется в широких пределах в зависимости от источника. Распределение мономеров вдоль цепи носит блочный характер, причем имеются блоки трех типов. Монотонные последовательности остатков -D-маннуроновой или -L-гулуроновой к-ты и участки с..

Дополнительный поиск Алхимия Алхимия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алхимия" в словаре Химическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алхимия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа