романское искусство

289

(романский стиль), искусство стран Западной Европы 11–12 вв. (расцвет – 12 в.). В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романского искусства удерживались и в 13 в., неохотно уступая свои позиции готике. Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Из камня строили преимущественно храмы (базилики) и военные укрепления, замки. Для построек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военная угроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам.

Составленные из простых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Сернен в Тулузе, Франция, 11–13 вв. Марии Лаах, Германия, 12 в.). Над средокрестием и у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания. Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Подобные арки появились в мощной и суровой архитектуре Древнего Рима, за известное сходство с которой здания 11–12 вв. И были названы в 19 в. «романскими». Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульные арочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, 11–19 вв.

Башня в Пизе, Италия, 11–13 вв.).«Аббат Дезидерий с моделью церкви». Фреска. 1072—87 гг. Церковь Сант-Анджело ин Формис, близ Капуи  Собор в Вормсе. 11–12 вв.  «Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент  «Адам и Ева». Рельеф дверей. Бронза. 11 в. Собор Св. Михаила. Гильдесгейм  «Благовестие пастухам». Фреска. 1167—88 гг. Церковь Сан-Исидоро. Леон   Скульптура представлена в основном рельефами. На тимпане – полукруглом участке стены, расположенном над входом в храм и окаймлённом дугами арок, изображались Христос-Судия во Славе, праведники и грешники (Сен-Мадлен в Везле, Франция, 1120—50). Во многом забытое после гибели античной цивилизации, вновь осваивалось искусство изображения человеческого тела. Неумелость мастеров не заслоняла огромной силы эмоционального воздействия образов, выразительных ритмов линий контуров и складок одежд.

Рельефы украшали и капители колонн внутри храма. Одни представляли евангельские сюжеты, в других среди завитков растений появлялись диковинные звери – персонажи из старой, языческой мифологии. Наивность в трактовке фигур сочетается здесь с точным показом состояния («Ева» из церкви Сен-Лазар в Отене, Франция, первая пол. 12 в.), образы людей и природы словно пришли из народного фольклора, овеяны сказочностью. Вообще, народная основа была сильна в романском искусстве. Круглая скульптура представлена алтарными Распятиями и статуями Богоматери, восседающей на троне с Младенцем Христом. Скульптуры чаще делали не из камня, а из дерева. Как и рельефы, они раскрашивались. Небольшие окна романских храмов давали мало света, зато в распоряжении живописцев оставались большие плоскости стен.

Для романских фресок характерна яркость немногих использовавшихся красок, любовь к плоским пятнам цвета и резким, выразительным линиям в контурах и пробела́х, изображавших вспышки света, лаконичность, сдержанность и вместе с тем пластическая выразительность жестов, ощущение внутреннего «горения» персонажей. Фигуры отличаются неподвижностью и подчинены плоскости стены. Как прекрасное и грозное видение, напоминающее о грядущем конце света и Страшном суде, возникает в апсиде церкви Сан-Клименте в Тауле (Испания) фигура Христа с Евангелием в руках. Романское искусство достигло также высот в области книжной миниатюры, вышивки, но особенно – ювелирного дела (реликварий Карла Великого). Реликварии (сосуды или ларцы для хранения реликвий), чаши, кресты, украшения отличались величавой простотой форм и яркими красочными сочетаниями драгоценных камней и металлов.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
римский жилой дом

жилище римлян, представленное несколькими типами. Частный дом, городской или сельский. Многоквартирный и многоэтажный городской дом (инсула). Императорский дворец. Архитектурные формы, планировка, убранство римских домов менялись с течением времени, но основные принципы, восходящие к культуре этрусков, сохранялись веками. Главной (а долгое время и единственной) частью частного дома был атриум – обширное помещение, над центральной частью которого в потолке было прямоугольное отверстие (комплювий..

ритм

(греч. Rhythmó s, от rhé х – теку) в изобразительном искусстве, особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или периодическое повторение каких-либо частей (в архитектуре – колонн, арок, декоративных элементов. В скульптуре – чередование объёмов и пустот. В живописи – фигур и предметов, цветовых пятен и линий, освещённых и затемнённых мест и т. д.). Ритм усиливает выразительность художественного образа, будучи плавным, круговым (Рафаэль, Андрей Рублёв)..

россика

творчество иностранных мастеров в России. Приезжие художники работали в России на протяжении всей истории развития отечественного искусства, но с началом петровских реформ их значение резко возрасло. В нач. 18 в. Зарубежные мастера были фактически единственными проводниками светского искусства в России.А. Толяндер. «Портрет Петра I». 1874 г. Музей изобразительных искусств Републики Карелия. Петрозаводск  Ж. М. Наттье. «Битва при Лесной». 1717 г. Государственный музей изобразительных искусств им..

сад камней

вид садово-парковой архитектуры, возникший в Японии в 8 в. Представляет собой композицию из камней, песка, гальки, кустарников, искусственных водоёмов и т. д., которая призвана зримо воплотить модель буддийской Вселенной. Наиболее известен сад камней при дзен-буддийском храме Рёандзи в Киото (15 в.). Его автором считают знаменитого мастера Соами. Сад камней выполнен в стиле сухого ландшафта (карэ-сансуй). Площадка длиной ок. 25 м и шириной 10 м засыпана белым гравием. На ней расставлены 15 камн..

Дополнительный поиск романское искусство романское искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "романское искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением романское искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 19 символа