сентиментализм

246

(от франц. Sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета. Сентиментализм во французской живописи приобрёл нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Грёза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763.

«Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грёз любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грёз написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мёртвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намёк на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.Ж. Б. Грёз. «Наказанный сын». 1777 г. Лувр. Париж  В. Л. Боровиковский. «Лизынька и Дашинька». 1794 г. Государственная Третьяковская галерея.

Москва  В. А. Тропинин. «Мальчик, тоскующий об умершей птичке». Повторение картины 1802 г. 1829 г. Областной художественный музей. Иваново   В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794. «Портрет М. И. Лопухиной», 1797. «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестёр А. Г. И В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок.

1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.). Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
садово-парковая архитектура

(ландшафтная архитектура), одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. Материалом для садово-парковой архитектуры служат объекты живой природы. Деревья, кустарники, различные растения, вода и природные камни, которые могут дополняться архитектурой малых форм (павильонами, беседками, фонтанами, каскадами и т. д.) и скульптурой. Преобразуя природу, архитектор может немного изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж. Он стремится созд..

семь чудес света

(лат. Septem miracula mundi), самые знаменитые памятники Древнего мира. Египетские пирамиды, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской, Мавзолей в Галикарнасе, статуя Гелиоса в Родосе (т. н. Колосс Родосский), Фаросский маяк. Традиция выделять выдающиеся памятники архитектуры и искусства появилась в эпоху эллинизма. Список чудес света нередко менялся, однако их количество оставалось неизменным (семёрка в древности считалась священным числом). Три великие пирам..

серебряный век

эпоха расцвета русской культуры рубежа 19–20 вв. (1890-е гг. – 1917), преемницы блистательного пушкинского «золотого века». Термин «Серебряный век», по словам тех, кто ввёл его в обиход (поэт Н. А. Оцуп, философ Н. А. Бердяев, критик С. К. Маковский и др.), является не научным, а скорее мифологическим понятием. Русский Серебряный век избрал творческими ориентирами эстетизм О. Уайльда, спиритуализм А. Де Виньи, философский пессимизм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Необычайно велик был интерес к разли..

смальта

(нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen – плавить), цветное стекло, предназначенное для изготовления мозаик. Может быть прозрачной (стекло, окрашенное огнеупорными красителями) и глухой, или опаловой (в стеклянную массу вводятся замутняющие её вещества. Двуокись олова, окись сурьмы и др.). Стеклянные «столбики» раскалывают на кубики и пластинки. Для изготовления золотой и серебряной смальты внутрь стеклянного кубика вставляется фольга.«Голуби, пьющие из чаши». Мозаика. 5 в. Мавзолей Галлы Плаци..

Дополнительный поиск сентиментализм сентиментализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "сентиментализм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением сентиментализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 14 символа