эллинизм

277

культура стран Восточного Средиземноморья в период, длившийся со времени завоевательных походов Александра Македонского (334—23 до н. э.) до 30 г. До н. э., когда Египет был завоёван Римом. Термин был введён в 19 в. Немецким учёным И. Дройзеном. В результате жестокой борьбы между преемниками Александра образовалось несколько новых государств. Селевкидов (простиралось от побережья Эгейского моря до Бактрии, существовавшей на территории современного Афганистана), Птолемеев (в Египте), Пергама (в Малой Азии), Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса. В эллинизме сложно соединились традиции эллинской (греческой) и местных восточных культур.

В это время строилось множество новых городов, которые назывались, как правило, в честь основавших их монархов (Александрии, Селевкии, Антиохии). Они возводились на основе регулярного плана, по сторонам главных улиц шли большие колоннады, агоры (площади) также обрамлялись колоннадами и портиками. Новые эллинистические столицы становились центрами культурной жизни 3–1 вв. До н. э. (Пергам в Малой Азии, Александрия в Египте). Развитие архитектуры было обусловлено совершенствованием строительной техники. Для эллинистического зодчества характерно стремление к освоению огромных открытых пространств, к грандиозным масштабам, желание поразить человека величием замысла, эффектной пышностью, роскошью материалов и отделки (храмы бога Сераписа в Александрии, Аполлона в Дидимах, Зевса в Афинах и Артемиды в Магнесии).

Храмы строились очень медленно из-за большого объёма работ, иногда из-за недостатка средств оставались незавершёнными. Сооружались и реставрировались также храмы местных божеств (храмы Хора в Эдфу, Исиды на о. Филэ, Эсагил в Вавилоне и др.). Большое внимание уделялось гражданскому строительству (театры, дворцы, ипподромы, булевтерии – дома для собраний). Появились новые типы общественных зданий – библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии), мусейоны для научных и литературных занятий (в Александрии, Антиохии), инженерные сооружения (Фаросский маяк у берегов Александрии, Башня ветров в Афинах).Камея Гонзага. Сардоникс. 3 в. До н.э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  «Битва богов с гигантами». Рельеф фриза алтаря Зевса в Пергаме.

Ок. 180—16 гг. До н. Э.  «Охота на львов» из дворца в Пелле. Мозаика. Кон. 4 в. До н. Э.   Для монументальной скульптуры характерны грандиозные масштабы, пышность, сложность композиции, стремление к бурным эффектам (алтарь Зевса в Пергаме со знаменитым рельефным фризом со сценами битвы богов с гигантами, ок. 180—60 гг. До н. э.). Символами эпохи стали статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. До н. э.), в которой мастеру удалось передать ощущение полёта, скульптурная группа «Лаокоон» (1 в. До н. э.), статуя Венеры Милосской (Афродиты Мелосской, сер. 2 в. До н. э.), ставшая на века эталоном женской красоты, и «Аполлон Бельведерский» Леохара (вторая пол. 4 в. До н. э.). Пробуждается интерес к конкретному человеку, в скульптуре и живописи появляются новые типы изображений.

Портреты эллинистических царей, мыслителей, поэтов. Портреты, созданные в эпоху эллинизма, точно передают возраст людей (впервые появляются образы детей и стариков), их национальную, профессиональную и социальную принадлежность. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения (мозаики в Пелле – столице Македонии, кон. 4 в. До н. э.) и более строгая, обращённая к наследию классики. Переживает расцвет вазопись, мастера достигают высокого совершенства в изготовлении художественных сосудов из стекла и резных гемм из драгоценных и полудрагоценных камней (камея Гонзага с портретами царя Птолемея II и царицы Арсинои, 3 в. До н. э.). Наследие эллинизма оказало значительное влияние на развитие римской культуры и культур др.

Народов древности и Средневековья.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
шумеро-аккадское искусство

см. В ст. Месопотамии искусство.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

эклектика

эклектизм (от греч. Eklektikó s – способный выбирать, выбирающий) в искусстве, соединение разнородных элементов, заимствованных из различных исторических эпох, культур, стилей, нередко плохо совместимых друг с другом. В более узком смысле, художественное направление в архитектуре 19 в., для которого характерно отсутствие органического единства между назначением здания и его внутренним и внешним оформлением, между конструкцией и декором.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энцикл..

эпоха Возрождения

см. Возрождение.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

эпоха Просвещения

см. Просвещение.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

Дополнительный поиск эллинизм эллинизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "эллинизм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением эллинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 8 символа