Акварель

124

        (франц. Aquarelle, от итал. Acquerello, от лат. Aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Её основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шёлка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы акварели - размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения.

В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.        В XV-XVII вв. Акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение акварели отчасти сохранилось и ныне в архитектурных рисунках и др.). Со второй половины XVIII в. Акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. И Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие в Великобритании). Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами.

В XVIII в. Акварель распространяется также во Франции (Ж. О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Во второй четверти XIX в. В Италии возникла манера плотной, многослойной живописи акварелью по сухой бумаге. Для этой манеры характерны звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона бумаги (так работали, в частности, К. П. Брюллов и А. А. Иванов). Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова - с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В XIX в. В технике акварели плодотворно работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни во Франции, А. Менцель в Германии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель в России и др. Продолжался расцвет английской школы акварели (Р. Бонингтон, Дж.

С. Котмен, У. Кэллоу, У. Тёрнер и др.). К акварели охотно обращались представители неоимпрессионизма (П. Синьяк и др.). В конце XIX - начале XX вв. Акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т. Д. (В. А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. Акварель привлекает многих представителей экспрессионизма, А. Матисса и других мастеров.        Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "чёрной акварелью") Кукрыниксов, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Д. А. Шмаринова, живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений - работам С. В. Герасимова, П.

П. Кончаловского, А. В. Фонвизина и др..

Значения в других словарях
Академия Художеств СССР

        (AX СССР), научно-творческий центр художественной жизни СССР. Объединяет крупнейших деятелей советского изобразительного искусства и архитектуры и осуществляет научно-методическое руководство подготовкой художественных кадров. АХ СССР призвана содействовать творческому развитию принципов социалистического реализма в практике и теории советской многонациональной художественной культуры. Создана в 1947 по постановлению Совета Министров СССР от 5 августа 1947 на основе реорганизованной Всер..

Акант

        аканф (греч. Аkanthos), декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант. Этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.. ..

Акватинта

        (итал. Acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической ..

Акведук

        (лат. Aquaeductus, от aqua -вода и duco -веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролётными конструкциями. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)..

Дополнительный поиск Акварель Акварель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Акварель" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Акварель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа