Афганистан
Демократическая Республика Афганистан, государство в Центральной Азии. Художественная культура народов древнего и средневекового Афганистана развивалась в тесной взаимосвязи с культурами народов Средней Азии, Индии, Ирана. Территория Северного Афганистана как часть Бактрии и Тохаристана составляла единую историко-культурную область с южными районами Средней Азии. Территория Южного Афганистана (к югу от Гиндукуша) была теснее связана с Индостаном. В конце 4-го - 3-м тысячелетии до н. Э. В Южном Афганистане возникли раннеземледельческие поселения (Мундигак) с постройками из сырца, расписной керамикой и глиняными фигурками животных и женщин - богинь плодородия. Во втором тысячелетии до н. Э. С ростом этих поселений возводились оборонительные стены и монументальные сооружения (здание с сомкнутыми полуколоннами - "гофрами" на фасаде, Мундигак).
В оазисах Северного Афганистана. (раскопки советско-афганской археологической экспедиции) во втором тысячелетии до н. Э. Центральные поселения также обносились стенами и включали монументальные здания ("круглый храм" и "дворец" в Дашлы-3), украшенные многочисленными пилястрами, в отдельных помещениях - алебастровой мозаикой с растительным узором. В поселениях и могильниках обнаружены медные и бронзовые печати с геометрическими мотивами, реже с прорезными изображениями крылатой богини и животных, металлические булавки со скульптурными навершиями в виде протом (передней части) фигуры баранов и головы быка с лицом человека и др. По стилю искусство Афганистана 4-2-го тысячелетия до н. Э. Входит в ареал художественных культур Древнего Ближнего Востока, но включает элементы культуры Хараппы.
К периоду Ахеменидов (VI-IV вв. До н. Э., см. Иран) относятся открытые в поселениях Северного Афганистана советскими археологами монументальные сооружения (круглый в плане "храм" Кутлуг-Тепе, "летний" и "зимний" дворцы в Алтын-10), развивающие древнебактрийскую традицию, а также основную часть изделий так называемого Амударьинского клада. В конце IV в. До н. Э. Территория Афганистана последовательно входила в состав империи Александра Македонского и государства Селевкидов. В период Греко-Бактрийского царства (250-140 до н. Э.) в Северном Афганистане сложилась одна из школ эллинистического искусства (наиболее значительные памятники найдены в Ай-Хануме). В Южный Афганистан начал проникать буддизм. Первыми веками до н.
Э. - первыми веками н. Э. Датируются открытые советскими археологами богатые захоронения вождей кочевых племён (Тилля-Тепе, Северный Афганистан), где найдено около 20 тысяч ювелирных изделий (золото, вставки из бирюзы, сердолика, лазурита и др.), изобразительные и орнаментные формы которых свидетельствуют об усвоении местными мастерами древних ближневосточных, индийских, дальневосточных, степных (см. Звериный стиль) и античных традиций. В эпоху Кушанского царства (I-IV вв.) в Афганистане широко распространился буддизм. Многочисленные произведения буддийской скульптуры и декоративно-прикладного искусства из раскопок Хадды, Баграма, Фундукистана - памятники искусства Гандхары, которое развивалось на юго-востоке страны.
В Северном Афганистане был создан архитектурный ансамбль Сурхкоталь, связанный с династийным культом. В V-VI вв. Большая часть Афганистана входила в Эфталитское царство, которое распалось под ударами древних тюрок и Сасанидов (см. Иран). От I-VIII вв. Сохранились многочисленные памятники буддийского культового зодчества и связанных с ним монументальной скульптуры, живописи, орнаментного декора. Наземные монастыри (близ Балха, Кундуза, в Хадде), как и другие постройки, возводились из сырца и пахсы, реже из камня, имели внутренние дворы с массивной ступой и помещения с балочными или сводчатыми покрытиями. С III-IV вв. Появились купола на тромпах. В Бамиане сложился пещерный монастырь, в росписях и стуковом декоре которого заметно влияние искусства Индии и Ирана.
После арабского завоевания (VII-VIII вв.) и распространения ислама искусство Афганистана развивалось в русле художественной культуры мусульманских стран. В средневековом искусстве Афганистана, обогащённом постоянными контактами с искусством Средней Азии, Ирана, отчасти Индии, сложились самобытные школы. Среди выдающихся памятников средневекового зодчества Афганистана - девятикупольная мечеть Ну-Гумбед в Балхе (X в.). Грандиозный дворцовый комплекс XI-XII вв. Лашкари-Базар (резиденция Газневидов и Гуридов в Бусте), который включал несколько украшенных настенными сюжетными росписями и резным стуком дворцов с внутренними дворами. Звездчатые в плане мемориальные башни и дворец Масуда III в Газни. Ступенчатый, круглый в плане минарет в селе Джам (между 1153-1202).
Соборная мечеть и ансамбль Мусалла в Герате. Наиболее значительная школа декоративного и изобразительного искусства сложилась в Герате. Художественная обработка металла (бронзовый котелок с серебряной инкрустацией, 1163, ГЭ), ковроткачество (шёлковые ковры с растительно-геометрическим узором "герати"), резьба по дереву и др. С начала XV в. Здесь работала придворная библиотека-мастерская - "китабхане", с которой связано развитие гератской школы миниатюры, творчество Бехзада, его наиболее известного ученика Касима Али и других знаменитых миниатюристов, каллиграфов и орнаменталистов. Тонкая цветовая гармония, отточенный линеарный рисунок, виртуозная каллиграфия и изысканная орнаментика гератских рукописей оказали большое влияние на иранских, среднеазиатских и индийских мастеров рукописной книги.
В начале XVI в. Ведущая роль в художественной жизни Афганистана перешла к Кабулу как резиденции Бабура - основателя династии Великих Моголов (см. Индия). С середины XVIII в., с образованием самостоятельного афганского государства, значительное строительство велось в Кандагаре (восьмигранный купольный мавзолей Ахмад-шаха Дуррани). Народная архитектура А. XVIII-XX вв. По типу близка жилым постройкам Средней Азии и Пакистана, во многих районах распространены купольные дома. В современном Афганистане (особенно с конца 70-х гг.) ведётся интенсивное строительство жилых и общественных зданий, школ, детских садов, гидротехнических сооружений. Работают афганские и иностранные архитекторы. В благоустройстве Кабула (по генеральному плану 1978) принимают участие специалисты из СССР (телецентр, госпиталь и др.) и других социалистических стран (комплекс зданий медицинского института).
В отдельных монументальных сооружениях первой половины и середины XX в. Наряду с современными архитектурными формами и новыми материалами (стекло, бетон) используются традиционные (колонна Абидайи Майванд в Кабуле с декором из голубых изразцов и черного мрамора, архитектор Исматулла Серадж, 1950-е гг.). В становлении современного изобразительного искусства Афганистана важную роль сыграли основанная в Кабуле в 1921 Школа изобразительного и прикладного искусства и ремёсел, творчество первых афганских живописцев Абдулгафура Брешна, Гаусуддина и других. После национально-демократической революции 1978 интенсивно развиваются разнообразные формы агитационного (плакат, газетно-журнальная графика) и самодеятельного искусства..
Дополнительный поиск Афганистан
На нашем сайте Вы найдете значение "Афганистан" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афганистан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 10 символа