Бельгия

132

        (Belgique, Belgie), Королевство Бельгия, государство в Западной Европе, на южном берегу Северного моря. На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово-промышленные города Бельгии были крупными центрами художественной культуры. В XI-XII вв. - романского стиля (церкви в Льеже и Турне, замок-донжон графов Фландрских в Генте. Искусство художественной обработки металла в долине Мааса), а в XIII-XIV вв. - готики, достигшей высокого расцвета в церковном и светском зодчестве (базиликальные и зальные соборы в Брюгге, Ренте, Брюсселе, Антверпене и Мехелене, сложенные из камня и кирпича, с квадратными многоярусными башнями, мощными столбами, завершёнными лиственными "брабантскими" капителями.

Городские укрепления, городские башни - "бефруа", суконные ряды в Ипре и Брюгге), в изобразительном искусстве (скульптура порталов и надгробий, стенная и станковая живопись, миниатюра). С объединением на рубеже XIV и XV вв. Южных и Северных Нидерландов под властью Бургундии формируется нидерландское искусство, в котором искусство Южных Нидерландов (современная территория Бельгии) играло ведущую роль. В XV - первой трети XVI вв. Здесь расцвела светская по духу архитектура поздней, так называемой пламенеющей готики (величественные ратуши с обширными окнами, галереями, ажурными башнями и обильным резным декором - в Брюсселе, Ренте, Лёвене). Одновременно на территории Бельгии сложились главные центры нидерландской живописи Возрождения, основоположником которой стал Ян ван Эйк.

В XVI в. Ренессансные формы восторжествовали в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. В живописи велась борьба между итальянизирующим эклектическим течением романизма и национальным демократическим направлением, являвшимся отражением бурного революционного движения эпохи и достигшим вершины в творчестве П. Брейгеля Старшего.        После поражения в исторических областях Бельгии Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. Названной фламандской. В искусстве фламандского барокко XVII в. Парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и пробуждёнными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями.

Архитектуре XVII в. Присущи торжественность, праздничная живописность, обилие сочного пластического декора (узкие дома со ступенчатыми и фигурными фронтонами, церкви, монастыри, госпитали, ломбарды и т. Д.). Итальянские влияния ощутимы в доме П. П. Рубенса в Антверпене, французские - в фортификационных и гражданских постройках южных городов. Во фламандской живописи XVII в. Определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Среди его многочисленных учеников и последователей - А. Ван Дейк, мастер изящных, одухотворённых портретов, Я. Йорданс, подчёркнуто-грубоватые образы которого почерпнуты из крестьянской и бюргерской среды, Ф.

Снейдерс, автор праздничных, исполненных жизненной сочности монументальных натюрмортов, и другие. Другую ветвь фламандского реализма представляли сцены крестьянского быта и пейзажи - драматически-экспрессивные у А. Брауэра, идиллические у Д. Тенирса, буднично-правдивые у Я. Сиберехтса. Традициям нидерландского искусства следовали в начале XVII в. Пейзажисты Я. Брейгель "Бархатный", Й. Де Момпер и др. Последователями Караваджо были А. Янсенс, Т. Ромбаутс и др. В скульптуре наряду с пышной декоративностью (А. Квеллин, X. Вербрюгген) проявлялись черты жизнелюбивого реализма (детские фигурки Ж. И Ф. Дюкенуа, рельефы Л. Файдхербе). Фламандские картины виртуозно воспроизводились в многочисленных гравюрах на меди и дереве, на шпалерах, ткавшихся в Брюсселе, Антверпене, Брюгге.

Широкой известностью пользовались плетёные и шитые кружева Фландрии и Брабанта.        В XVIII в. Во фламандском барокко (живопись В. О. Янсенса и др.) из Франции и Австрии стали проникать влияния классицизма (архитекторы Я. П. Баурсхейдт, Л. Б. Девез, скульпторы Л. Дельво, Ж. Л. Годшарль и др.). Свежую реалистическую струю внесли портретные бюсты Годшарля, жанровые сцены и фабричные интерьеры Л. Дефранса.        В XIX в. Формируется собственно бельгийское искусство (классицистические постройки Л. Руландта, исторические полотна и реалистические портреты Ф. Ж. Навеза). Буржуазная революция 1830 способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую промышленную страну с острыми социальными противоречиями. Рядом с импозантными центрами городов и парадными зданиями в духе эклектизма (архитекторы Я.

П. Клёйсенар, Ж. Пуларт и др.) вырастали районы трущоб. Романтическое направление (см. Романтизм. Патриотические исторические композиции Г. Вапперса, Л. Галле, скульптора В. Гефса, фантастические аллегории А. Вирца, стилизованные сцены старого фламандского быта X. Лейса, пейзажи Т. Фурмуа) постепенно выродилось в салонный академизм. Но бельгийские романтики подготовили отчасти и бурное развитие во второй половине XIX в. Демократического реализма (сцены крестьянского и городского быта Ш. Де Гру, X. Де Бракелера, пейзажи Л. Дюбуа, И. Буланже и др.). Скульптура и живопись крупнейшего реалиста К. Менье посвящены тяжёлой жизни и героике труда рабочих и крестьян. К концу XIX в. Бельгии становится родиной стиля "модерн" в архитектуре (Х. Ван де Велде, В.

Орта), для которого характерны прихотливая изогнутость линий и плоскостей, осмысление художественной выразительности новых материалов и конструкций. Традиции реализма сочетались с импрессионистичной мимолётностью наблюдений у Э. Клауса, А. Эвенепула, Т. Ван Рейселберге, с иронией и гротескной фантастикой у Дж. Энсора и Ж. Де Брёйкера, мистической символикой и нотами пессимизма у Э. Ларманса, Ф. Ропса и особенно у мастеров латемской школы (В. Де Саделер, Г. Ван де Вустейне), возглавляемых скульптором Ж. Минне.        Поиски рациональных решений в архитектуре Бельгии начались после Первой мировой войны 1914-18 (X. Хосте, Л. Ван дер Свалмен, В. Буржуа, Э. Ван Авербеке и др.). В 20-30-х гг. Господствовал неоклассицизм. Принципы современной архитектуры в Бельгии утвердились после 1945 в строительстве жилых районов, транспортных и промышленных сооружений, общественных зданий (архитекторы X.

Ван Кёйк, Р. Брам, М. Бренфо и др.). В Брюсселе, Антверпене, Льеже созданы микрорайоны с общественными центрами, многоэтажной или смешанной застройкой, реконструированы магистрали. В бельгийском изобразительном искусстве XX в. Большое место заняли формально-стилистические искания (Г. Де Смет, Я. Брюсселманс), сюрреализм (П. Дельво, Р. Магрит), абстрактное искусство. Субъективное переосмысление национальных демократических традиций выразилось в суровой драматичной экспрессии картин К. Пермеке, остроимпульсивной живописи и скульптуре Р. Ваутерса, в интимной лирике примитивиста Э. Тейтгата. Реалистическая объективность присуща портретам И. Опсомера и скульптуре Ш. Лепле. Принципы социального реализма нашли яркое выражение в многогранном творчестве Ф.

Мазереля, борца за социальную справедливость против империалистических войн, в исполненных суровой правды полотнах К. Пейзера, П. Полюса, Р. Сомвиля, посвященных рабочим и городской бедноте. В декоративном искусстве XX в. Выделяются изделия в стиле "модерн" (X. Ван де Велде, В. Орта), керамическая скульптура (П. Кай), ковры с изображениями на темы жизни и борьбы народа (Р. Сомвиль, Э. Дюбренфо, Л. Дельтур)..

Значения в других словарях
Белорусская Советская Социалистическая республика

        Белоруссия. Расположена на западе СССР. Древнейшие памятники искусства на территории Белоруссии восходят к верхнему палеолиту (костяные подвески, ожерелья, амулеты с орнаментом), неолиту и бронзовому веку (деревянные, костяные и роговые фигурки людей, птиц и животных, орнаментированная керамика, остатки свайных построек). В раннем железном веке распространились ажурные бронзовые и железные бляхи, браслеты, подвески, застёжки, спиральные пояса, глиняные фигурки домашних животных (чаще все..

Бельведер

        (итал. Belvedere, букв, - прекрасный вид), надстройка над зданием (обычно круглая в плане). Павильон, беседка на возвышенном месте. Название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (в Ватикане, Вене, Праге, Варшаве).. ..

Бельские

        русские живописцы XVIII в. Из семьи мастера Оружейной палаты Ивана Лазаревича Бельского. Иван Иванович Бельский (1719-1799). Сын И. Л. Бельского. Служил в Оружейной палате (1743) и "Канцелярии от строений" (с 1743). Учился у И. Я. Вишнякова и др. Руководил мозаичной мастерской (1766-98). Писал образа для церквей, театральные декорации. Произведения Бельского ("Архиерей во время служения литургии", около 1770, "Голова апостола Петра", 1783, - оба в ГТГ) исполнены в широкой, живописной ман..

Бембель Андрей Онуфриевич

        (р. 1905), советский скульптор. Народный художник БССР (1955). Председатель правления СХ БССР (1950-54 и с 1982). Учился в ленинградской АХ (1927-31). Преподаёт в Белорусском театрально-художественном институте (с 1953). Автор декоративно-монументальной пластики (барельефы в Доме правительства БССР в Минске, гипс, 1932-36, с соавторами), портретов ("Н. Ф. Гастелло", бронза, 1943, Художественный музей БССР, Минск), памятников и мемориальных ансамблей (ансамбль "Брестская крепость-герой", ..

Дополнительный поиск Бельгия Бельгия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бельгия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бельгия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа