Великобритания

123

        (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, государство в Западной Европе, на многочисленных островах, в том числе в северо-восточной части острова Ирландия. На территории Великобритании сохранились крупнейшие мегалитические комплексы энеолита и бронзового века (Стонхендж, Эйвбери), остатки римских построек I-V вв., памятники искусства кельтов, пиктов, англосаксов. К VII-X вв. Относятся церкви, восходящие к народным каркасным постройкам (в Эрлс-Бартоне, около 980-1000), и миниатюры с причудливым плетёным орнаментом, включающим стилизованные фигуры животных. Вторжение нормандцев (1066), сложение в Великобритании централизованного феодального государства обусловили развитие в XI-XII вв.

Романского стиля. Англо-нормандские храмы (в Норидже, Уинчестере) с вытянутыми в длину нефом, хором и трансептом и мощными квадратными башнями. Башнеобразные замки (Тауэр в Лондоне). Миниатюры второй половины X-XII вв. (в том числе уинчестерской школы) с энергичными криволинейными узорами, выполненные лёгким штрихом. С XII в. Получила развитие готика (первые в Великобритании нервюрные своды возведены в соборе в Дареме, около 1130-33). Для готических построек Великобритании (соборы в Кентербери, Линкольне, Солсбери, Йорке, Уэлсе, Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.) характерно сочетание простых и массивных вытянутых объёмов со всё возрастающим обилием декоративной резьбы на фасадах, усложнёнными узорами нервюрных сводов, смелыми декоративными и конструктивными эффектами ("раннеанглийская готика", конец XII - середина XIII вв.

"украшенная" готика, конец XIII - середина XIV вв.). Декоративное изящество отличает росписи, миниатюру, скульптуру, надгробия с каменными и гравированными на медных плитах фигурами. В эпоху поздней, так называемой перпендикулярной, готики (со второй половины XIV в.) нарастают светские и декоративные тенденции. Сложное переплетение веерообразных, сетчатых и звездчатых сводов в сочетании с применением уплощенной так называемой арки Тюдоров придаёт праздничность просторным интерьерам с большими окнами как в церковных, так и светских зданиях (капелла Сент-Джордж в Виндзоре, 1474-1528, банкетные залы, колледжи). В XIV в. Появляется станковая, в том числе портретная, живопись. Тонкостью и изысканностью отличаются в Великобритании средневековое ткачество, вышивка, ковроделие, резьба по дереву и кости, ювелирное дело.        Эпоха Возрождения не породила в изобразительном искусстве и архитектуре Великобритании крупных явлений.

В строительстве и бытовом укладе утвердилось стремление к рациональности и комфорту. Однако ренессансные формы, воспринятые главным образом из Германии и Нидерландов, не получили здесь широкого применения. В эпоху Возрождения на основе местных традиций сложился тип центрического дома-усадьбы с двусветным холлом и галереей, сохранившийся и поныне. Его отличают гибкая свобода композиции, органическая связь с природой, искусное применение в строительстве и отделке дерева, камня и фахверка. Те же черты присущи и замкам-дворцам, заимствовавшим вместе с тем и некоторые особенности итальянского и нидерландского зодчества. В живописи XVI-XVII вв. Главную роль играл портрет. Традиции портретного искусства приезжавшего в Великобританию Х.

Хольбейна Младшего развивали миниатюристы Н. Хиллиард, А. Оливер, С. Купер. Их произведения соединяли тонкость техники с вдумчивой портретной характеристикой, поэзией и изысканной декоративностью изображений. Тип парадного аристократического портрета XVII в., привнесённый жившими в Великобритании иностранными живописцами А. Ван Дейком, П. Лели и Г. Неллером, приобрёл у их английских последователей (У. Добсона, Дж. Райли) большую объективность, строгость и простоту.        В архитектуре Великобритании с начала XVII в. Получил распространение классицизм, исходной точкой развития которого явились классически ясные постройки И. Джонса, опиравшегося на наследие А. Палладио (Банкетный зал в Лондоне, 1619-22). Компромиссность Английской буржуазной революции XVII в., сохранившей монархию и привилегии дворян, наложила отпечаток на английскую культуру XVII-XVIII вв., которой в значительной степени были свойственны и буржуазные, и аристократические черты.

В архитектуре английского классицизма практичность и удобство сочетались с импозантностью и строгой сдержанностью форм. Городские ансамбли эпохи классицизма (Гринвичский госпиталь, 1616-1728, архитектор К. Рен и др., Фицрой-сквер, около 1790-1800, архитекторы Р. И Дж. Адам, - в Лондоне. Площадь Шарлотты в Эдинбурге, 1792-1807, архитектор Р. Адам) отличались строгой торжественностью и композиционной логикой. Величественной стройностью, разнообразием пространственных решений и богатством классических архитектурных мотивов выделялись церковные постройки (собор св. Павла, 1675-1710, и 52 другие церкви, построенные К. Реном после пожара 1666 в Лондоне), общественные здания (библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, 1737-49, архитектор Дж.

Гиббс), ряд усадебных и городских домов. Высокого уровня достигли планировка и убранство интерьеров. Во второй половине XVIII в. Великобритания стала родиной псевдоготики и пейзажных "английских" парков (У. Кент, У. Чеймберс), естественная живописность которых отвечала характерной для эпохи сентиментализма тяге к природе.        В изобразительном искусстве XVIII в. Сказывалось воздействие идей Просветительства, проявившихся наиболее полно в творчестве У. Хогарта. Его яркие демократические взгляды выразились как в правдивых, жизнеутверждающих портретах, так и в исполненных едкой социальной сатиры картинах и гравюрах на современные темы. Высокого расцвета достигло искусство портрета, в котором барочные традиции, тенденции классицизма и предромантизма сочетались с реалистическими чертами.

Наиболее крупные портретисты - Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, Г. Ребёрн, Дж. Опи - искусно сочетали парадную импозантность с интимной естественностью и одухотворённостью образов, точностью социальной и индивидуальной характеристики, виртуозной лёгкостью и свободой живописи. Внешне эффектные портреты создавали Дж. Ромни, Т. Лоренс и др. Во второй половине XVIII в. Сложились национальная школа пейзажа (отмеченные романтическими чертами поэтические работы Гейнсборо, пейзажи Р. Уилсона, Дж. Крома, акварелистов Дж. Р. Козенса, Т. Гёртина) и проникнутая идиллическими, а порой и романтическими нотами жанровая живопись (Дж. Морленд, Дж. Райт). В XVIII - первой половине XIX вв. Важную роль играли политическая и бытовая карикатура (Дж. Гилрей, Т.

Роулендсон) и репродукционная гравюра. Т. Бьюик изобрёл торцовую ксилографию. Высокого расцвета достигло в XVII-XVIII вв. Декоративно-прикладное искусство. Отличающаяся изяществом и удобством мебель Т. Чиппендейла, Т. Шератона, строгие и изысканные фаянсовые изделия мануфактуры Дж. Уэджвуда с рельефами Дж. Флаксмена в античном духе, шпалеры мануфактуры в Мортлейке, изделия фарфоровых заводов в Боу, Чёлси, Вустере, Дерби, нарядные изделия из серебра с тонкой чеканкой и гравировкой.        Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. Превратил многие города Великобритании в огромные индустриально-торговые центры с беспорядочно разбросанными коробками фабрик, доками и трущобами. Облик городской застройки определялся однообразными рядами экономичных, мрачных и перенаселённых кирпичных домов с двухъярусными квартирами.

Разработка сложных металлических конструкций для мостов и перекрытий (инженеры Т. Телфорд, Р. Стивенсон), сборный металлический каркас со стеклянным заполнением в "Хрустальном дворце" на Всемирной выставке в Лондоне (1851, архитектор Дж. Пакстон) подготавливали рациональные строительные методы новой архитектуры. Однако главное внимание уделялось парадной застройке городских центров и буржуазные кварталов. Классицизм и романтическое увлечение экзотикой вскоре сменились двумя основными стилизаторскими направлениями - неоклассицизмом (Британский музей в Лондоне, 1823-47, архитекторы Р. И С. Смёрк) и неоготикой (см. Псевдоготика. Парламент в Лондоне, 1840-68, архитекторы Ч. И Э. Бэрри, О. Пьюджин), а затем и эклектизмом.        В первой половине XIX в.

Наряду с романтиками-фантастами - графиком У. Блейком и живописцем У. Тёрнером, пейзажи которого отмечены смелыми колористическими исканиями, выделяются родоначальник демократического по направленности пленэрного (см. Пленэр) реалистического пейзажа Дж. Констебл, пейзажист и исторический живописец Р. П. Бонингтон, мастер демократической жанровой живописи Д. Уилки. В середине XIX в., в период господства салонно-академического искусства, Ф. М. Браун и прерафаэлиты (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант) стремятся вернуться к искренности и "духовности" средневекового и раннеренессансного искусства. Характерная для прерафаэлитов утонченная декоративная стилизация приобретает у их последователей черты декадентства (график О. Бёрдсли).

Вместе с тем поздние прерафаэлиты (У. Моррис, Э. Берн-Джонс) стремятся внести эстетическое начало в современный быт, противопоставить обезличенной машинной продукции ручное ремесло (мебель, ткани, витражи, оформление книг и интерьеров, выполненные мастерскими У. Морриса). Одновременно идут поиски рациональной простоты и уюта в архитектуре жилища, главным образом загородных домов (Б. Скотт, Н. Шо, Ч. Ф. Войзи). Жанровая живопись Великобритании во второй половине XIX в. Несёт печать сентиментальности и литературной занимательности (У. Фрит, X. Херкомер). Более живое чувство современности присуще офортам С. Хейдена, а также творчеству шотландских художников - жанриста У. Мак-Таггарта и натюрмортиста У. Макгрегора (см. Также Шотландия).

Близкий к импрессионизму американский живописец Дж. Уистлер, работавший в Великобритании, привнёс в английскую живопись второй половины XIX в. Острую реалистическую наблюдательность, изысканную цветовую гармонию. К технике импрессионизма обращались в своих жанровых композициях У. Сиккерт и У. Стир.        В XX в. Хаотический рост городов и безудержное расползание пригородов с малоэтажной застройкой породили новые тенденции в градостроительстве. Э. Хоуард и Р. Ануин впервые выступили с идеями городов-садов (Лечуорт, начат в 1902) и городов-спутников, П. Геддес и Л. П. Аберкромби создали проекты комплексной планировки промышленных районов. В начале XX в. Наряду с представителями неоклассицизма (Э. Паченс) и неоготики (Дж. Г. Скотт Младший) выступали инициаторы стиля "модерн" и рационализма (Ч.

Р. Макинтош), а в 20-30-х гг. - и функционализма (М. Фрай, О. Уильяме). После второй мировой войны 1939-45 реконструированы разрушенные городские районы (чётко функционально организованный центр г. Ковентри, с 1946, архитектор Д. Гибсон, А. Линг). Принцип микрорайонирования использовался до середины 60-х гг. При создании свободных и разнообразных по планировке жилых комплексов (Холлфилд в Лондоне, 1949-56) и городов-спутников (с 1946 - Харлоу близ Лондона, архитектор Ф. Гибберд и др.), органически вписанных в природную среду. Выстроен ряд строгих, рациональных по композиции промышленных и транспортных сооружений, общественно-торговых и деловых центров, научных и учебных заведений. Среди построек выделяются Королевский концертный зал в Лондоне (1949-51, архитекторы Р.

Мэтью, Л. Мартин), собор в Ковентри (1954-62, архитектор Б. Спенс). Реализации градостроительных проектов (например, плана реконструкции и развития Лондона, предложенного Л. П. Аберкромби) препятствуют частное землевладение и стихийный рост городов.        В искусстве XX в. Расцвет реалистической портретной и жанровой живописи и графики (О. Джон, У. Орпен, Ф. Брэнгвин) сочетался с рождением новых авангардистских (см. Авангардизм) течений, идущих от фовизма (М. Смит, А. Хитченс), футуризма и кубизма (У. Льюис), тяготеющих к изощрённо-утонченной фантастике (С. Спенсер, Г. Сазерленд, П. Нэш) или абстрактному искусству (Б. Николсон). К сюрреализму и абстракции эволюционировал скульптор Г. Мур, создавший и ряд жизненно-выразительных, пластически целостных символических образов.

В 30-х гг. Возникли группы художников, связанные с пролетариатом и антифашистской борьбой. В 50-х гг. Сформировалась группа "социальных реалистов". Графики А. П. Хогарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, К. Ро, Д. Гриве, скульпторы Л. Брэдшо, Б. Ри и др. Создали ряд реалистических произведений, многие из которых посвящены борьбе за мир, жизни народа, в том числе рабочего класса. Суровые стороны жизни рядовых англичан отражены в картинах Э. Мидлдича, Дж. Смита, Дж. Брэтби. См. Также Шотландия, Уэльс..

Значения в других словарях
Великая Китайская стена

        крепостная стена в Северном Китае. Грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Сооружалась с IV-III вв. До н. Э. Для защиты северо-западных границ империи от нападений кочевых народов, впоследствии неоднократно достраивалась и ремонтировалась. Проходит с востока на запад от г. Шаньхайгуань (на побережье Ляодунского залива) до пункта Цзяюйгуань (провинция Ганьсу). Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. Км, по другим - свыше 5 тыс. Км. Высота 6,6 м (на отдельных участках до 10 м)...

Великий Устюг

        город в Вологодской области РСФСР, на р. Сухона. Впервые упоминается в 1207. В XVI-XVII вв. Крупный торгово-промышленный центр, с 1796 уездный город. Среди многочисленных памятников архитектуры, придающих городу живописность и своеобразие. Церковь Вознесения (1648) в стиле "узорочной архитектуры". Четырехстолпные и двустолпные кубические храмы с одной или пятью главами - соборы Михаило-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей (оба - XVII в.), Успенский (1619) и Прокопьевский (1668)..

Великоустюжское чернение по серебру

        русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. В г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью. В XVIII в. - богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М. Климшин, А. И. Мошнин и др.). В XIX в. - более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. Получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающ..

Вёльфлин Генрих

        (Wolfflin) (1864-1945), швейцарский искусствовед. Профессор университетов в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Разработал методику анализа художественного стиля, которая в ранних работах Вёльфлина служила для исследования "психологии эпохи" ("Ренессанс и барокко", 1888, русский перевод 1913. "Классическое искусство", 1899, русский перевод 1912). Позднее Вёльфлин всё больше ограничивал задачи анализа произведения искусства определением "методов видения" ..

Дополнительный поиск Великобритания Великобритания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Великобритания" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Великобритания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа