Венецианская школа

118

        одна из основных живописных школ Италии. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (вторая половина XV-XVI вв.), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. В живописи Венецианской школы нашло художественное выражение осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное ренессансному мировоззрению. Для Венецианской школы характерно преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Венецианскую живопись XIV в. Отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано).

В середине XV в. В живописи Венецианской школы возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийскими влияниями. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и конец XV в. Братья Виварини, Якопо и особенно Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, К. Кривелли и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объёма. Традиционные религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Творчество Антонелло да Мессина и особенно Джованни Беллини подготовило переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествовательность уступила место стремлению к созданию обобщённой картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с поэтически-одухотворённой жизнью природы.

Искусство Джованни Беллини отличается мягкой и свободной живописной манерой, целостной цветовой гаммой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В первой половине XVI в. В творчестве Джорджоне и Тициана венецианская школа живописи достигает расцвета. В лирически-созерцательных жанрово-пейзажных станковых композициях Джорджоне идеальные, гармоничные образы, мягкая цветовая гамма, богатая мягкими переходами тонов, музыкальность композиционных ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувственной полноты бытия. В жизнеутверждающем творчестве Тициана нашли выражение присущие Венецианской школе красочное полнокровие и жизнерадостная чувственность. Произведениям Тициана свойственно исключительное богатство звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, объединённой тёплым золотистым тоном.

Особое место в Венецианской школе занимают портреты Тициана, отличающиеся глубиной и острой проницательностью психологической характеристики.        Распространившиеся в Италии в середине XVI в. Феодальная, а затем и католическая реакция вызвали кризис ренессансных идеалов. В поздних произведениях Тициана раскрываются глубокие драматические конфликты. Живописная манера приобретает исключительную эмоциональную выразительность. В работах мастеров второй половины XVI в. Виртуозность передачи красочного богатства мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с драматическим ощущением динамики и беспредельности природы, духовных порывов больших человеческих масс (творчество П. Веронезе и Я.

Тинторетто). В сценах сельской жизни крупнейшие мастера венецианской Террафермы (областей материка, прилегающих к Венеции) утверждали красоту и значительность крестьянского труда и быта (творчество Я. Бассано). В искусстве венецианских мастеров конца XVI в. Складываются новые художественные принципы, оказавшие воздействие на развитие европейского искусства XVII в., зарождаются новые жанры - исторический жанр, батальный жанр, групповой портрет.        В XVII в. Венецианская школа переживает период творческого спада. В работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Новый расцвет Венецианской школы относится к XVIII в., когда Венецианская республика стала одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии.

С этим периодом связан расцвет монументально-декоративной живописи, сочетавшей жизнерадостную праздничность с пространственной динамикой и изысканной лёгкостью колорита (творчество Дж. Б. Тьеполо). Получает развитие жанровая живопись (Дж. Б. Пьяццетта и П. Лонги), архитектурный пейзаж (так называемая ведута), документально воссоздающий облик Венеции (Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто). Лиризмом и интимностью отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди, тонко передающие поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции. Свойственный венецианским художникам пристальный интерес к проблемам передачи свето-воздушной среды предвосхищает пленэрные (см. Пленэр) искания живописцев XIX в.Литература. И. А. Смирнова, Тициан и венецианский портрет XVI в., М., 1964.

Ю. Д. Колпинский, Искусство Венеции. XVI в., М., 1970. Т. Пиньятти, Венецианская школа. Альбом, перевод с итальянского, М., 1983. Pallucchini R. La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara, 1944. Его же, La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956. Его же, La pittura veneziana del settecento, Venezia, 1960. Levey M., Painting in eighteenth century Venice, 2 ed., Oxf. 1980. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Венецианов Алексей Гаврилович

        (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников реалистического бытового жанра в русской живописи. Учился у В. Л. Боровиковского. В ранний период писал интимные лирические портреты, порой близкие романтизму ("А. И. Бибиков", 1805-08, ГРМ. "М. А. Фонвизин", 1812, ГЭ). В конце 1807 Венецианов подготовил четыре офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещё..

Венециановская школа

        группа русских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известны. Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока. Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" Денисова, 1832, ГРМ), писали пейзажи ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино" ..

Венецианское стекло

        художественные, главным образом выдувные сосуды, часто с налепными деталями, а также бусы, зеркала и прочие изделия, производство которых началось с конца XIII в. В Венеции (преимущественно на острове Мурано), где был освоен опыт художественного стеклоделия Сирии и Византии. Чаши и кубки XV в. Из цветного стекла с росписью эмалями имеют формы, идущие от готики. С середины XVI в. Преобладают стройные, изящные по формам бокалы и вазы, цветные и бесцветные, с филигранью (стеклянными нитями,..

Венеция

        (Venezia), город на северо-востоке Италии, в исторической области Венеция, на берегу Венецианского залива Адриатического моря. Живописно расположен на 118 островах, разделённых 150 каналами с 400 мостами. Современный город возник в начале IX в. И интенсивно развивался в XIV-XV вв. Его архитектурный облик сложился в XIV-XVI вв., в период расцвета Венецианской республики. Богато декорированное здания церквей, нередко инкрустированные цветными мраморами, парадные фасады дворцов с ажурными г..

Дополнительный поиск Венецианская школа Венецианская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венецианская школа" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венецианская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа