Витраж

128

        (франц. Vitrage, от лат. Vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражами также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) в Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. Э., а в Древнем Риме - с I в. Н. Э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.

В X-XII вв. В романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260. Базилика аббатства Клюни, XI в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, витраж первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты.

Наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской богоматери, витражи XIII-XIV вв., реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью. В XIV-XV вв. Искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают.

В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Либерти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В XVI в. Для украшения жилища применяют "кабинетные" витражи - однотонные со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX в. Интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи "модерна" ("Рыцарь" М.

А. Врубеля, ГТГ).        По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов. С середины 1950-х гг. Получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витраж-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витраж из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне.

Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус ("Земля-мать", 1960-61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и др. Создают витражи, посвященные важным историческим и общественным событиям..

Значения в других словарях
Витберг Александр Лаврентьевич

        (1787-1855), русский архитектор и живописец. Учился живописи в петербургской АХ (1802-09) у Г. И. Угрюмова. Архитектуру изучал самостоятельно. В 1835-39 был в ссылке в Вятке (ныне Киров), где сблизился с А. И. Герценом. Создал для Москвы проект грандиозного памятника ансамбля (храм, спуски к реке, набережная) в честь победы в Отечественной войне 1812 (конкурс 1815), задуманного Витбергом в тяжеловесных формах позднего ампира с элементами символики.Литература. В. Л. Снегирев, Архитектор А..

Витебск

        город, центр Витебской области БССР. Живописно расположен на возвышенных берегах р. Западная Двина, при впадении в неё р. Витьба. Впервые упоминается в 1021. Благовещенская церковь (XII в., сильно разрушена), классицистические губернаторский дворец (до 1772), ратуша (1775, третий этаж - XIX в.). Обелиск в память разгрома наполеоновских войск под Витебском (гранит, 1912, архитектор И. А. Фомин). По генеральному плану (1945-47, архитектор А. М. Касьянов) создаётся радиально-кольцевая плани..

Витрувий

        (Vitruvius), римский архитектор и инженер второй половины I в. До н. Э. Известен как автор "Десяти книг об архитектуре" - единственного полностью дошедшего до нас античного архитектурного трактата, в котором разбираются градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщён теоретический и практический опыт, накопленный зодчеством эллинистической Греции и Рима. Витрувий излагает представления о единстве технических, функциональных и эстетических аспектов архитектуры, ..

Витте Эмманюэл де

        (Witte) (около 1617 - 1691/1692), голландский живописец. Работал в Роттердаме, Делфте и Амстердаме. В начале творчества выполнил ряд мифических композиций. С 50-х гг. Писал главным образом церковные интерьеры (иногда скомпонованные из фрагментов различных построек), выдержанные в строгом колорите, основанном на оттенках чёрного, тёмно-серого и светло-серого цветов, оживлённых редкими бледно-розовыми и жёлтыми тонами и мягкими бликами света ("Интерьер католической церкви", 1668, Маурицхёй..

Дополнительный поиск Витраж Витраж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Витраж" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витраж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа