Врубель

87

Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург), выдающийся русский живописец и график, монументалист, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства. Представитель символизма, выразитель тенденций модерна. Участник Абрамцевского художественного кружка. Сын военного юриста. По желанию отца прошёл обучение на юридическом отделении Санкт-Петербургского университета (1874—80). По окончании его поступил в Петербургскую академию художеств, где учился у П. П. Чистякова (1880—84). Брал уроки акварели у И. Е. Репина.М. А. Врубель. «Царевна-Лебедь». 1900 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В 1884—89 гг. Жил в Киеве, куда был приглашён по рекомендации Чистякова для участия в реставрации Кирилловской церкви.

Выполнил для неё несколько монументальных композиций («Сошествие Святого Духа», 1884), написал икону «Богоматерь с Младенцем». В 1884—85 гг. Совершил путешествие в Венецию для ознакомления с сохранившимися там византийскими фресками и мозаиками. Вершиной творчества Врубеля в Киевский период стали акварельные эскизы росписей и орнаментов для Владимирского собора (1887. Остались неосуществлёнными, т. к. Не были утверждены церковной комиссией). Уже в это время сложился характерный врубелевский стиль, основанный на объёмном, почти скульптурном рисунке, контуры которого дробят форму на острые мелкие грани, уподобляя её чудесному кристаллу. Цвет пронизывает кристаллические грани, становясь окрашенным светом, переливаясь и мерцая, в результате чего живопись напоминает мозаику («Девочка на фоне персидского ковра», 1886).

В своих картинах Врубель почти не обращался к повседневности, творя свой мир грёз и фантазий. Темы его произведений взяты в основном из литературы, театра, истории (Гамлет и Офелия, Фауст, Демон и др.). Это «вечные сюжеты», по-своему трактуемые художником, в течение всей жизни мучительно размышлявшем о любви и смысле бытия, о смерти и бессмертии.М. А. Врубель. «Демон (сидящий)». 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва  М. А. Врубель. «Весна». Майолика. После 1899 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   С 1889 г. Жил в основном в Москве, где сблизился с В. А. Серовым и К. А. Коровиным, а также с меценатом С. И. Мамонтовым, предоставившим художнику мастерскую в своём доме. В этой мастерской была написана знаменитая картина «Демон (сидящий)» (1890), в которой наиболее полно отразилось драматическое мироощущение Врубеля.

Он представил не циничного искусителя, а «духа страдания и скорби», наделённого титанической мощью и в то же время обречённого на вечное одиночество. Неизбывная тоска словно сжигает изнутри могучее тело Демона, рядом с которым холодно и бесстрастно сверкают драгоценными гранями неземные цветы. Через 12 лет в «Демоне поверженном» (1902) Врубель изобразил сброшенного с небес бунтаря с переломанными крыльями. Гордая красота гибнет, но дух восставшего не сломлен. Во взгляде Демона – неизъяснимая гамма чувств, от отчаяния и обиды до угрюмого упрямства и дерзкого, злого вызова. Наряду с живописными произведениями, посвящёнными «изгнаннику небес», художник создал цикл иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (1890—91).

Образ персонажа сверхчеловечески прекрасного, излучающего жгучую страсть и одновременно жуткий ледяной холод, с бездонными мерцающими глазами и чёрной копной волос, подобных грозовой туче, поразил современников.М. А. Врубель. «Богатырь». 1898 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Природа преображается в картинах Врубеля в сказочный мир, населённый загадочными существами («Пан», 1899). Обыденная сцена ночного оборачивается волшебным таинством («К ночи», 1900). Куст цветущей сирени («Сирень», 1900) мерцает в серебристых лучах луны, дышит, шепчет, наполняется мистической силой, перевоплощаясь в ночную деву – то ли фею, то ли дриаду. Знаменитая «Царевна-Лебедь» (1900) – театрализованный портрет жены художника, оперной певицы Н.

И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию сказочной девы в опере Н. И. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Облик жены и музы Врубеля угадывается во многих созданных им сказочных персонажах («Царевна Волхова», 1897—98). Даже в обычных портретах художник уподобляет её волшебному цветку («Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1898). «Портрет С. И. Мамонтова» (1897) написан с пророческой откровенностью, предвосхищающей трагический перелом в судьбе мецената. Мучительной исповедальностью отмечены автопортреты. В 1900-е гг. В творчестве Врубеля нарастает трагизм мироощущения, порой ощутимы черты болезненного надлома. С 1902 г. Художник страдал тяжёлой душевной болезнью. В 1906 г. Он ослеп..

Значения в других словарях
Вощанка

        белорусские гравёры. Максим Ярмолинич Вощанка (. - 1708), гравёр по меди, возглавлял типографию Могилёвского Богоявленского братства (23 гравюры на меди для книги "Акафисты и каноны", 1693). Василий Максимович Вощанка, гравёр по дереву. Сын М. Я. Вощанки. Работал в Могилёве в 1694-1730. Среди произведений - листы "Иоанн Дамаскин", "Рождество" в "Осмогласнике" (1730). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986..

Вроцлав

        (Wroclaw), город на юго-западе Польши, в исторической области Силезия. Впервые упоминается в 980 под древнеславянским названием Бреславль. Старые районы города расположены на берегах и островах р. Одра (Одер). Готические костёлы Девы Марии "на песке" (XII-XIV вв.), Иоанна Крестителя (XIII-XV вв.), Марии Магдалины (середина XIV в., романский южный портал - вторая половина XII в.), св. Войцеха (XIII-XV вв.), ратуша (вторая половина XIII в. - 1504), дома XIV-XVII вв. Иезуитская коллегия (ны..

Врубель Михаил Александрович

        (1856-1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Обострённый интерес к внутренней, духовной жизни человека заставлял его обращаться к "вечным" темам и мотивам, почерпнутым из античности, эпохи средних веков и Возрождения, русского фольклора. Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем ("Пан", 18..

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

        в Москве, республиканский научно-методический центр по собиранию, хранению, изучению и пропаганде произведений декоративно-прикладного и народного искусства РСФСР. Основан в 1981. В собрании - произведения дореволюционного периода и советского времени. Коллекция русского искусства представлена произведениями традиционного народного искусства (крестьянские костюмы, прялки XIX в.), художественных промыслов (палехская и федоскинская лаковые миниатюры, хохломская и городецкая росписи по дере..

Дополнительный поиск Врубель Врубель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Врубель" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Врубель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа