Глиптика

104

        (греч. Glyptike, от glэpho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.        Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тысячелетии до н. Э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифические темы).

Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го - 1-е тысячелетие до н. Э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Шумер, Элам, Аккад, Вавилония, Ассирия). С традициями глиптики Древнего Двуречья связаны геммы Урарту (IX-VII вв. До н. Э.) и ахеменидского Ирана (VI-V вв. До н. Э.). Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея. На нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (3-2-е тысячелетия до н. Э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабея. В геммах архаической Греции (VI - начало V вв. До н. Э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм. В V-IV вв. До н. Э. Складываются классические формы античной глиптики, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. До н. Э.). В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера.

При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная глиптика ("камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. До н. Э., ГЭ). С падением эллинистических центров мастера глиптики устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма "Увенчание Августа", конец I в. До н. Э., Музей истории искусств, Вена).        В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. Глиптике Византии, сохраняющей в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм.

На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др.). В XVI в. Появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (мастера Алессандро и Антонио Маснаго). Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (XVIII - начало XIX вв.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии - семейство Пихлеров, в Германии - Л.

Наттер, во Франции - Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В XIX в. Глиптика как вид искусства пришла в упадок..

Значения в других словарях
Гласис

        (франц. Glacis), в архитектуре незастраиваемое пространство перед крепостью. В процессе развития города из крепости гласис превращается обычно в сад или площадь. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Глебов Алексей Константинович

        (1908-1968), советский скульптор. Народный художник БССР (1955). Учился в Витебском художественном техникуме (1926-30). Преподавал в Белорусском театрально- художественном институте (1955-68) в Минске. Автор скульптурных портретов ("Я. Купала", гипс, 1949, Художественный музей БССР, Минск), сюжетно-тематической композиций и монументальной пластики (конная статуя Л. М. Доватора, гипс, 1945, Областной краеведческий музей, Витебск).Литература. П. Никифоров, А. К. Глебов, М., 1960. (Источник..

Глиптотека

        (от греч. Glyptуs - вырезанный, изваянный и theke - хранилище), собрание произведений скульптуры или глиптики. Музей скульптуры (Глиптотека в Мюнхене, Новая Карлсбергская глиптотека в Копенгагене). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Глущенко Николай Петрович

        (1901-1977), советский живописец. Народный художник СССР (1976). Учился в берлинской АХ (1919-24). В 1925-36 жил и работал в Париже. Автор многочисленных декоративных по цвету и обобщённых по формам лирических пейзажей и натюрмортов, написанных в лёгкой, свободной манере ("Киев. Март", 1947, "По Ленинским местам", 1966-70, - оба в ГМУИИ УССР. "Сад в цвету", 1973).. ..

Дополнительный поиск Глиптика Глиптика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глиптика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глиптика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа