Дюрер Альбрехт

91

        (Durer) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца-выходца из Венгрии, а в 1486-89 в мастерской нюрнбергского живописца М. Вольгемута, у которого воспринял принципы немецкого и нидерландского позднеготического искусства, ознакомился с некоторыми рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490-94, во время странствий по Верхнему Рейну, Дюрер выполнил в позднеготическом духе несколько станковых гравюр, иллюстрировал книги ("Корабль дураков" С. Бранта, и др.). Воздействие гуманистических учений на Дюрера усилилось в результате первой поездки в Италию (1494-95).

Он стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира, углублённому изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления ("Куст травы", 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы цвета и световоздушной среды ("Домик у пруда", акварель, около 1495-97, Британский музей, Лондон). В портретах и автопортретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание человеческой личности и социального положения художника (автопортрет, 1498, Прадо). Много и интенсивно он работал в области рисунка и гравюры. Настроения предреформационной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы, выразились в серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498), в художественном языке которой были органично слиты приёмы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.

Второе путешествие в Италию (1505-07) ещё более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченным композиционным построениям ("Праздник чёток", 1506, Национальная галерея, Прага. Портрет молодой женщины, 1505, Музей истории искусств, Вена), тщательному изучению пропорций обнажённой человеческой фигуры ("Адам и Ева", 1507, Прадо). При этом Дюрер в лучших (особенно графических) произведениях не утратил зоркости наблюдений, конкретной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве - "Большие страсти", около 1497-1511, "Жизнь Марии", около 1502-11, "Малые страсти", 1509-11). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объёма свойственны трем так называемым мастерским гравюрам на меди.

"Всадник, смерть и дьявол" (1513) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы. "Меланхолия" (1514) - воплощение внутренних конфликтов и беспокойного мятущегося творческого характера. "Св. Иероним" (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер создавал также жизненно-непосредственные народные образы ("Пляшущие крестьяне", гравюра на меди, 1514).        К этому времени Дюрер завоевал почётное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда он совершил поездку в 1520-21), дружил с виднейшими гуманистами. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецкий художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен) и другие работы.

В серии портретов 20-х гг. Дюрер создал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым самосознанием собственной личности, напряжённой духовной энергией и практической целеустремлённостью (портреты. Молодого человека, 1521, Картинная галерея, Дрезден. Якоба Муффеля, 1526, Хиеронимуса Хольцшуэра, 1526, - оба в Картинной галерее, Берлин-Далем). Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах ("Руководство к измерению…", 1525. "Наставление к укреплению городов…", 1527. "Четыре книги о пропорциях человека", 1528), в которых отразились противоречия поисков и творческой деятельности мастера, его глубокая честность как художника, пытливый характер его творчества. Художественные искания Дюрера завершила картина "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре обобщённых характера- темперамента и вместе с тем типы людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину в бурную и противоречивую эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26..

Значения в других словарях
Дюпре Жюль

        (Dupre) (1811-1889), французский живописец. Представитель барбизонской школы. Учился у своего отца - керамиста Ф. Дюпре. Испытал влияние Д. Констебла и Т. Руссо. Для Дюпре характерны интерес к сложным, драматическим явлениям природы, звучность и свежесть красочных тонов, контрасты света и тени. Произведения. "Большой дуб" (1844-45), "Маленькая повозка" (50-е гг.) - оба в Лувре. "Пейзаж с коровами" (50-е гг.), "Дубы у дороги" (50-е гг.), "Морской отлив в Нормандии" (около 1870) - все в ГМ..

Дюрер

(durer) Альбрехт (1471, Нюрнберг – 1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, теоретик искусства. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии. Искусству живописи и гравирования – в мастерской М. Вольгемута в Нюрнберге (1486—89). Необходимые для получения звания мастера «годы странствий» (1490—94) провёл в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где сблизился с гуманистами и книгопечатниками. В Кольмаре изучал..

Дюсерсо

        (Du Cerceau, Ducerceau), семья французских архитекторов XVI-XVII вв. Жак I Андруэ (Androuet) Дюсерсо (1510 или 1512-1585) в 1531-33 работал в Италии. Известен циклами документально точных офортов ("Книга архитектуры", 1559-61. "Античные арки и монументы", 1560. "Прекраснейшие здания Франции", 2 тт., 1576-79). В своих проектах и архитектурных фантазиях свободно трактовал элементы античной и итальянской ренессансной архитектуры. По проектам Дюсерсо строились праздничные и парадные замки-дв..

Дюссельдорфская школа

        одна из самых влиятельных местных школ немецкий живописи XIX в. Сложилась в связи с основанием (1819) дюссельдорфской Академии художеств, первый директор которой П. Корнелиус направлял её деятельность в русло академизированного романтизма. При директоре В. Шадове (1826-59) в дюссельдорфской школе выделились различные течения. Национально-историческая тематика трактовалась в поверхностно-романтическом (К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт),эпико-героическом (А. Ретель), даже в оппозиционно антикато..

Дополнительный поиск Дюрер Альбрехт Дюрер Альбрехт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюрер Альбрехт" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюрер Альбрехт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа