Индия

161

        (на яз. Хинди - Бхарат), Республика Индия, государство в Южной Азии. Истоки художественной культуры Индии восходят к возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, памятники которых сохранились и на территории Пакистана. К периоду высокоразвитой Хараппской цивилизации (середина 3-го - примерно середина 2-го тысячелетия до н. Э.) относятся крупные города близ современного Сангхола (в районе Патиалы), Калибангана (на территории штата Пенджаб), Лотхала (на полуостроове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича. Найдены расписные керамические сосуды, каменные и терракотовые статуэтки.

О культуре Северной Индии середины 2-го - середины 1-го тысячелетия до н. Э. Позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием. Здание общественных собраний, зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу каменных храмов и др. Сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в середине 1-го тысячелетия до н. Э. Рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны (сословия).

Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья (IV-II вв. До н. Э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные крепостные, дворцовые (дворец царя Ашоки в Паталипутре, III в. До н. Э.) комплексы.        Распространение буддизма при царе Ашоке (III в. До н. Э.) вызвало массовое строительство храмов-чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие - вихара, а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-стамбха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа No 1 в Санчи (III-II вв. До н. Э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченных в горах Барабара (III в.

До н. Э.). Характерные памятник эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель". Около 243 до н. Э.) со стилизованными фигурами 4 львов и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник. Вероятно, II в. До н. Э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами. Во II-I вв. До н. Э. Наивысшего расцвета искусство Индии достигло в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере Индии. К этому времени относятся крупные скальные монастырские комплексы в Бхадже, Насике, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение - чайтья в Карли (I в. До н. Э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения.

Идеей неисчерпаемости, многообразия мира проникнуты многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхархуте (II в. До н. Э.) и воротах ступы No 1 в Санчи, установленных в I в. До н. Э. По сравнению с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные. Изысканность форм отличает рельефы ступы Амаравати (II в. До н. Э.). В первых веках н. Э. Северо-западные районы Индии входили в состав Кушанского царства, с которым связан расцвет пластики Гандхары (где впервые появилось антропоморфное изображение Будды) и школы Матхуры. С образованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов (IV-VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета.

Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм No 17, V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренними помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуя Будды из Сарнатха, песчаник, V в.). Культурное наследие эпохи Гуптов развивалось в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, VI-XII вв. Раштракутов, VIII-X вв.), юга (Паллавов, расцвет в VII в., существовало по IX в.) и севера (Харши, VII в.) Индии. Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствующих идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием.

Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Около VI в. Появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.        Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (II в. До н. Э. - VII в. Н. Э.). Выполненные на сюжеты буддийских преданий, они создают вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (между VI-X вв.) известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифических героев. По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики.

Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (VIII в.). В VI-VII вв. Определились 2 основных типа наземного храма. Северный и южный. Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем завершение - "шикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных - шикхара параболических очертаний с диском-"амалака" наверху. Принципы храмовой архитектуры Южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные, высеченные из валунов монолитные храмы-"ратхи" - прототипы святилища и надвратной башни-гопурам южно-индийского храма, а также шедевр южно-индийской скульптуры - гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (VII в.).

В Канчипураме был сооружён храмовый комплекс Кайласанатха (первая половина VIII в.), который лёг в основу развития композиции южно-индийского храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для Молящихся - мантапам. Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (середина VIII в.). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.        С X-XI вв. С укреплением феодализма в Индии быстро росли города, развёртывалось храмовое строительство.

Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, объемно-пространственные композиции более сложными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимала декоративный характер. В X-XIII вв. В столицах различных государств Индии возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архитектурных школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного северного типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архитектурных объемов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди которых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц у храма бога солнца Шурья в Конараке, середина XIII в.).

Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к северному типу (Кандарья Махадео, около 1000), характерны компактность композиции, обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутренних поверхности стен. В Южной Индии в X-XI в. Сооружались храмы (Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, XI в.), в которых архитектурная композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в VIII в. В Канчипураме, получила своё завершение. Шикхара обрела чёткость силуэта. Декор, сдержанный и пластичный, строго подчинялся архитектонике здания. На юге Индии в X-XII вв. Распространилась бронзовая пластика (статуи и статуэтки индуистских божеств).        Завоевание Северной Индии в конце XII - начале XIII вв. Мусульманскими феодалами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Господствующей религией стал ислам. В Индии утвердились иные конструктивные элементы (купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло строительство дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, так как религиозные требования ислама препятствовали созданию антропоморфных изображений. В декоративно- прикладном искусстве стали развиваться преимущественно растительные и геометрические орнаменты. В период укрепления Делийского султаната (начало XIII - середина XIV вв.) были возведены мечеть Кувват-уль-Ислам с минаретом Кутб-Минар в Дели, а также города с мощными крепостными стенами. Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все - XIV в.

Ныне на территории Дели). С распадом Делийского султаната художественные силы страны рассредоточились по отдельным феодальным государствам. В султанате Гуджарат были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, около 1515). В Бенгалии возникли постройки с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандуе, около 1360). В государствах Декана в XIV-XVII вв. Сооружались здания, сочетавшие в себе инженерные достижения мусульманской архитектуры с местными архитектурными традициями (мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре). С образованием империи Великих Моголов (1526) искусство Индии переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при правителе Акбаре (1556-1605).

Были созданы замечательные образцы градостроительства и фортификацного искусства. Агра-форт, город-крепость Фатихпур-Сикри (1569-84), форт в Аджмере (1570). Складывался классический тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели). При Шах-Джахане (1627-58) в архитектуре усилилось стремление к роскоши, излюбленным материалом стал мрамор, нередко инкрустированный самоцветами (дворцы и мечети в Агра-форте, Красном форте (Лал-Кила) в Дели). В сдержанных классических формах сооружена лучшая из мечетей XVII в. - Соборная мечеть в Дели. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Но уже в XVIII в. Могольские постройки отмечены чертами безвкусицы.

На высоком уровне продолжало развиваться искусство Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт каменного крепостного строительства сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, XVI в. Датии, XVII в. Удайпура, XVI-XVIII вв.). Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. В период господства мусульманских феодалов в Северной Индии традиционная храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем юге, где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с квадратными башнями-гопурам, покрытыми скульптурой.

С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город (храмовые комплексы в Чидамбараме, Мадурай). В средневековый период в Индии получила развитие миниатюрная живопись. Среди ранних школ индийской миниатюры - гуджаратская школа (XI-XVI вв.). Будучи главным образом иллюстрациями религиозных книг, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным изображением человеческих фигур, локальными красками. В XVI в. Возникла могольская школа миниатюры, в которой проявилось стремление к достоверности изображения. Распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры. С середины XVI в. Развивалась раджпутская школа миниатюры, а позже - школа Пахари.

Религиозно-мифические по тематике миниатюры обеих школ отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирической проникновенностью.        В период английского колониального господства (XVIII в. - 1947) в Индию проникает влияние европейской культуры. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с XVII в. Англичане воздвигали форты, доки и христианские церкви. Возникли новые города - центры развивающейся промышленности, а с ними и новые для Индии типы сооружений. Железнодорожные вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы. Европейские - благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и индийские - с хаотической застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов.

Образец градостроительства колониального периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.). В XVIII - середине XIX вв. Административные, деловые здания, частные резиденции строились в формах английского классицизма, а затем неоготики. В полосу глубокого кризиса в колониальный период вступило изобразительное искусство Индии, постепенно утрачивавшее свои древние традиции. Среди художников второй половины XIX в. Широко известен Р. Варма, обратившийся в своих картинах, выполненных в духе западноевропейского академизма, к изображению жизни индийского народа. В последней четверти XIX - начале XX вв., с развитием национально-освободительного движения и пробуждением интереса к национальной культуре, в архитектуре Индии распространилась стилизация под традиционные формы индийского зодчества (университет в Хайдарабаде, 1918).

На рубеже XIX-XX вв. Группа индийских художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению - "Бенгальскому возрождению", которое ставило своей целью создать на основе старинных традиций индийских росписей и миниатюры, а также китайской и японской живописи новое национальное искусство. Сцены сельской жизни и мифические композиции мастеров "Бенгальского возрождения" Н. Бошу, Ш. Гупто, Ш. Укила и др. Отличались лирической тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем современной жизни, почему возможности самого "Бенгальского возрождения" оказались быстро исчерпанными. Вместе с тем оно оживило художественную жизнь Индии, пробудило интерес к её культурным традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути индийского искусства.

В 20-х гг. Очагом нового течения в искусстве Индии, основывающегося на принципе сочетания традиций индийского искусства и отдельных достижений новейших западных направлений, стал университет Вишва-Бхарати, основан Р. Тагором. В 30-40-х гг. Выступили художники А. Шер-Гил (которая в своих произведениях, посвящённых, жизни индийского народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рай (опиравшийся в своём творчестве на традиции бенгальского лубка). В те же годы выступают и крупнейшие представители реалистического направления. Живописец А. Бошу, скульптор и живописец Д. Р. Чоудхури, скульптор В. П. Кармаркар, творчество которых с новой силой раскрылось в 50-х гг.        С завоеванием независимости (в 1947-50) в Индии развернулось грандиозное по масштабам строительство, связанное главным образом с индустриализацией страны.

В 50-60-х гг. С помощью советских и других иностранных специалистов возводились гидроэнергетические комплексы (Бхакра-Нангал и др.), металлургические комбинаты (в Бхилаи), машиностроительные заводы (в Ранчи). Вокруг крупных производственных предприятий строились посёлки и города (Чандигарх, 1951-56, группа индийских и иностранных архитекторов во главе с Ле Корбюзье). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей, Мадрас). Жилые и общественные здания в крупных городах сооружаются в формах современных западноевропейских стилей (главным образом функционализма. Банк в Калькутте, 1969, архитектор А. Гупта), а также в стиле, сочетающем традиционные и современные технические приёмы и объёмно- пространственные решения (Институт индологии в Ахмадабаде, 1960-63, архитектор Б.

Доши). В изобразительном искусстве независимой Индии существует множество течений. Традиции "Бенгальского возрождения" продолжают художники Б. Укил и др. Реалистическое направление представляют скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Принципа сочетания традиций индийского искусства и европейского XX в. Придерживаются в своём творчестве живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чавда, С. Мукерджи, С. Гуджрал, скульпторы Ч. Кар, П. Д. Гупта и др. На рубеже 50-60-х гг. В Индии усилились модернистские течения (М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал и др.). В декоративно-прикладном искусстве современной Индии интенсивно развиваются многие древнейшие виды кустарного производства. Ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка металла, изготовление лаков, гончарное производство..

Значения в других словарях
Имхотеп

        древнеегипетский архитектор, верховный сановник, начальник всех строительных работ при фараоне Джосере. Жил около XXVIII в. До н. Э. В Мемфисе. Построил ступенчатую пирамиду и заупокойный храм Джосера в Саккаре. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Индихенизм

        (исп. Indigenismo, от indigena - туземный), индианизм (от исп. Indio - индейский), течение в общественной мысли, изобразительном искусстве и литературе стран Латинской Америки, в которых индейцы составляют значительную часть населения и сохранились традиции их древней культуры. Индихенизм получил развитие в 1920-30-х гг., когда многие художники и писатели под влиянием роста рабочего и крестьянского движения обратились к изображению жизни индейцев. Перуанские живописцы-индихенисты (Х. Саб..

Индонезия

        (Indonesia), Республика Индонезия, государство в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага. Древнейшие памятники художественной культуры, обнаруженные на территории Индонезии, относятся к эпохе мезолита (7-5-е тысячелетие до н. Э.) - схематические изображения животных в пещерах Южного Сулавеси, Западной Явы, наскальные рисунки Западного Ириана (Ириан-Джая). От эпохи неолита (с конца 5-го тысячелетия до н. Э. В ряде районов Индонезии продолжалась до XX в.) сохранилась керамика..

Инженерный замок

        в Ленинграде (до 1823 - Михайловский замок), памятник русской архитектуры. Построен в 1797-1800 в стиле классицизма архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла I (где он был убит в 1801). Здание квадратное в плане, с внутренним восьмиугольным двором. В начале аллеи, ведущей к Инженерному замку, - два трехэтажных павильона-караульни с округлыми в плане помещениями (архитектор В. И. Баженов). В 1800 перед Инженерным замком установлена ко..

Дополнительный поиск Индия Индия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа