Индонезия

176

        (Indonesia), Республика Индонезия, государство в Юго-Восточной Азии, на островах Малайского архипелага. Древнейшие памятники художественной культуры, обнаруженные на территории Индонезии, относятся к эпохе мезолита (7-5-е тысячелетие до н. Э.) - схематические изображения животных в пещерах Южного Сулавеси, Западной Явы, наскальные рисунки Западного Ириана (Ириан-Джая). От эпохи неолита (с конца 5-го тысячелетия до н. Э. В ряде районов Индонезии продолжалась до XX в.) сохранилась керамика преимущественно с нарезным орнаментом. В эпоху позднего неолита и начала металла (конца 2-го - середины 1-го тысячелетия до н. Э) создавались мегалитические сооружения - менгиры, уступчатые курганы, склепы (комплексы Пасемах на юге Суматры, Лебак-Сибедуг на Западе Явы), статичные фигуры предков.

В середине 1-го тысячелетия до н. Э. С Азиатского материка была принесена культура развитой бронзы (ритуальные барабаны, топоры и т. П.). В первых веках н. Э. На Яве (культура которой издавна являлась ведущей) сформировались первые государственные образования, которые под индийским влиянием восприняли индуизм и буддизм. Индийские и местные традиции соединились в классическом искусстве Явы, в том числе в каменной архитектуре. Небольшие индуистские храмы-чанди VII - начала VIII вв. На плато Диенг (Центральная Ява), выложенные насухо из андезита, представляют собой компактные кубические массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидальными крышами. Выразительность силуэта и пластичность масс сочетаются в них с ясной тектоникой, лаконичностью декора.

Таков и первый, точно датированный буддийский храм в Индонезии - крестообразный в плане чанди Каласан (778 - середина IX в.), а также чанди Мендут (конец VIII в.). Архитектурный комплекс чанди Севу (начало IX в.) - большой, сложный ансамбль буддийских святилищ с главным храмом в центре и 240 храмиками-часовнями, образующими 4 концентрических квадрата. С архитектурой тесно связана скульптура (статуи, рельефы), сочная по лепке, с цельными обобщёнными объёмами. Глубокая одухотворённость образов сочетается в ней с ощущением полноты жизненных сил. Самое грандиозное и сложное по композиции святилище на Яве - Боробудур (конец VIII - начало IX вв.) - естественный холм, облицованный блоками андезита, имеющий вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной большой ступой.

Бесчисленные рельефы, статуи Будды составляют вместе образную космологию буддизма и полный лиризма неторопливый рассказ о земной жизни Будды и его перевоплощениях. Рельефы и статуи полны чувства счастливой гармонии, спокойной энергии.        С основанием в первой половине VIII в. Государства Матарам официальной религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (конца IX - начала X вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисленных часовен. В рельефах на темы "Рамаяны" главного храма Шивы образы стали более динамичными, утончёнными, индивидуализированными. С государствами Сингасари (XIII в.) и Маджапахит (конец XIII - начало XVI вв.) связан расцвет искусства Восточной Явы.

Индуистский храмовый комплекс Панатаран (XIV - первая половина XV вв.) имеет свободный, асимметричный план. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графический стиль (плоскостная ажурная резьба). Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на острове Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища-"кала"). Терракотовые женские фигурки из Травулана и каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около XIV в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок.        С XVI в.

В Индонезии, разделённой на небольшие мусульманские княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились главным образом на острове Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы XVIII-XIX вв.). На многочисленных островах у многих народов Индонезии развивалось народное декоративно-прикладное искусство. Старинные центры художественных ремёсел Центральной Явы славятся изделиями из золота и серебра с затейливой вязью изящного орнамента. Своеобразны по форме и орнаментике кинжалы-"крисы". От XIV-XVI вв. Дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, сосуды для благовоний, светильники). Ява - родина индонезийского батика, замечательного по красоте традиционного узора и расцветки.

Ява и Бали - центры обработки буйволовой кожи, из которой, в частности, изготовляют кукол для теневого театра. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут циновки, кухонную утварь. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. На многих островах изготовляют по древним образцам культурную скульптуру из дерева и терракоты. Разнообразны типы народного жилища - от хижин и лёгких каркасных свайных домов из дерева и бамбука до больших общинных домов, иногда с высокой седловидной крышей, часто на мощных столбах.        С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии.

Наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. В XX в. В Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона. В середине XIX в. В Индонезии появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех). На рубеже XIX-XX вв. - романтический национальный пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников Индонезии, основанное в 1937-38, С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди и др.).

Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. Абдуллах) и модернистскими течениями. Развивались реалистические скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты - Кебайоран), новые районы возникли в Джакарте, Джокьякарте, Бандунге. При помощи иностранных специалистов строятся общественные здания, промышленные, учебные, спортивные и другие комплексы. С середины 60-х гг. В изобразительном искусстве преобладают модернистские направления..

Значения в других словарях
Индихенизм

        (исп. Indigenismo, от indigena - туземный), индианизм (от исп. Indio - индейский), течение в общественной мысли, изобразительном искусстве и литературе стран Латинской Америки, в которых индейцы составляют значительную часть населения и сохранились традиции их древней культуры. Индихенизм получил развитие в 1920-30-х гг., когда многие художники и писатели под влиянием роста рабочего и крестьянского движения обратились к изображению жизни индейцев. Перуанские живописцы-индихенисты (Х. Саб..

Индия

        (на яз. Хинди - Бхарат), Республика Индия, государство в Южной Азии. Истоки художественной культуры Индии восходят к возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, памятники которых сохранились и на территории Пакистана. К периоду высокоразвитой Хараппской цивилизации (середина 3-го - примерно середина 2-го тысячелетия до н. Э.) относятся крупные города близ современного Сангхола (в районе Патиалы), Калибангана (на территории штата Пенджаб), Лотхала (на полуостроове Катхияв..

Инженерный замок

        в Ленинграде (до 1823 - Михайловский замок), памятник русской архитектуры. Построен в 1797-1800 в стиле классицизма архитектором В. Ф. Бренной по проекту архитектора В. И. Баженова как резиденция императора Павла I (где он был убит в 1801). Здание квадратное в плане, с внутренним восьмиугольным двором. В начале аллеи, ведущей к Инженерному замку, - два трехэтажных павильона-караульни с округлыми в плане помещениями (архитектор В. И. Баженов). В 1800 перед Инженерным замком установлена ко..

Инициал

        (от лат. Initialis - начальный) в искусстве книги, укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал (так называемые буквицы) богато расцвечивались сложными орнаментами, украшались изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками. В современных печатных книгах инициал (иногда превращающиеся в иллюстрацию) выполняются в технике гравюры. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред...

Дополнительный поиск Индонезия Индонезия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индонезия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индонезия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа