Каразин Николай Николаевич

78

        (1842—1908) — русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов.        Внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета, Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова. Родился в ноябре 1842 г. В слободе Ново-Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии. До десяти лет воспитывался в подмосковном имении своей бабушки (дер. Анашкино, Звенигородского уезда), затем был определён на учёбу во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 г. Был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк. С полком Каразин участвовал в усмирении польского мятежа 1863—64 гг. И за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св.

Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». С детства чувствуя большое влечение к живописи, Каразин в 1865 г. Вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года работал под руководством известного баталиста Б. П. Виллевальде. В 1867 г. Каразин покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркестанский линейный батальон, Каразин отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе.        За эти дела Каразин получил орден св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежную награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где, во главе своего полубатальона, по приказу генерала Абрамова, повел наступление и стремительными атаками задержал главные силы бухарцев.

В этом упорном и трудном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, генерал Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему. «Вы испортили свое оружие. Хорошо, я пришлю вам другое». На следующий день Каразин получил золотое оружие с надписью «за храбрость». В Туркестане он знакомится с В. В. Верещагиным. В 1870 г. Каразин был переведён в 4-й Туркестанский линейный батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином капитана и мундиром. С этого времени начинается литературная и художественная деятельность Каразина, которой он и посвятил затем всю свою жизнь.        Крайне впечатлительный и наблюдательный, Каразин с особым интересом истинного художника присматривался к новой для него природе Средней Азии, к типам и нравам туземцев.

Военые походы дали ему возможность близко изучить быт русского солдата. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. Также Каразин создал первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины. В 1874 и 1879 гг. Каразину, как знатоку края, было предложено Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Русского географического общества.        В сербско-турецкую и русско-турецкую войны 1877—78 гг.

Каразин был военным корреспондентом-иллюстратором. Его наброски пером, карандашом и акварелью с натуры, давали яркую картину походной и боевой жизни наших войск на балканском театре военных действий. Эти иллюстрации печатались в лучших заграничных изданиях и доставили Каразину широкую известность. В 80-х гг. XIX в. Каразин, по Высочайшему повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода русских войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание Каразиным семи больших батальных картин. «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (ГРМ), «Взятие Махрама», «Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган» (ГРМ), «Первое появление русских войск на Аму-Дарье.

Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Зерабулак» и «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» (ГРМ). Однако, не батальными полотнами завоевал себе громкое имя Каразин. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом большие картины, которые требуют долгой и усидчивой работы. Свою славу первого в России аквалериста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисленными работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творческой фантазией и огромным художественным вкусом, Каразин отличался необыкновенной быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений Каразина — преимущественно восточные окраины империи.

Природа Средней Азии и азиатские типы — любимый сюжет его художественных произведений. В акварельной живописи Каразин создал свой особый стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать. Сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия. С особым мастерством Каразин изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков. Литературные произведения Каразина составляют 25 томов, многие из них сначала появились в журнале «Дело» 1880-х годов. Большинство его повестей и рассказов посвящено художественному изображению жизни на нашей окраине среднеазиатского востока. Лучшими и наиболее известными из повестей считаются. «На далеких окраинах», «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» и другие.

В них много места уделено и военным событиям из эпохи завоевания туркестанского края. Один из крупнейших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии. Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания «Ченслера» Жюля Верна (1875 и 1876). Он оформлял книги Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других. В 1904—1905 гг. П. П. Сойкин издал полное собрание литературных сочинений Н. Н. Каразина, в 1907 г. Каразин избирается членом Академии Художеств.        До конца жизни Каразин не порывал связи с военными кругами, с особой любовью вспоминал свою боевую и походную жизнь и, хотя не носил военного мундира, но никогда не расставался со знаками своих боевых отличий.

За несколько лет до смерти Каразин за свои заслуги в русской живописи получил почетное звание академика. Умер 19 декабря 1908 г. В Гатчине, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры..

Значения в других словарях
Каравак Луи

        (Людовик) (Caravaque) (1684-1754), французский живописец. Представитель барокко. С 1716 работал в России. С 1718 состоял в ведомстве "Канцелярии от строений". Произведения Каравака - "Полтавская баталия" (1717, ГЭ), "Императрица Анна Иоановна" (1730, ГТГ), многочисленные плафоны и панно (не сохранились) нарядны по колориту, но несколько вялы по рисунку. Творчество Каравака оказало известное влияние на русский портрет XVIII в.. ..

Караван-сарай

        (перс., букв - дом караванов), постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, широко распространились в IX-XVIII вв. В связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии) - прямоугольные здания, разделённые на нефы (средний неф - для людей и товаров, боковые - для животных). Наиболее распространён тип караван-сарая с внутренним двором, окружённы..

Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая республика

        Каракалпакия. В составе Узбекской ССР, на северо-западе республики. На территории Каракалпакии открыты памятники искусства древнего и средневекового Хорезма. Городища Базар-Кала (восходит к V в. До н. Э.), Кой-Крылган-Кала, Аяз-Кала (руины 3 крепостей I-IV вв.), Гяур-Кала (I-II вв.), Топрак-Кала, Миздахкан (остатки средневекового города, руины мавзолеев XII-XIV вв., ханака Музлумхан-Сулу XIV в.). От периода поселения каракалпаков в бассейне р. Жанадарья (вторая половина XVIII в.) сохрани..

Каракас

        (Caracas), столица Венесуэлы. Расположена амфитеатром в горной долине Карибских Анд. Основана в 1567. В Старом городе на центральной площади Пласа Боливар - собор (1664-1713), конная статуя С. Боливара. Национальный пантеон (1744). С 1936 проложены новые магистрали, построены ансамбли общественных и деловых зданий. Общественный центр "Симон Боливар" (1938, архитектор С. Домингес), Университетский городок (1944-57, архитектор К. Р. Вильянуэва), симметрично расположенные площади вдоль Авен..

Дополнительный поиск Каразин Николай Николаевич Каразин Николай Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каразин Николай Николаевич" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каразин Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 26 символа