Ковёр
художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Самый ранний из сохранившихся - переднеазиатский ворсовый ковёр - был найден на территории СССР в Горно-Алтайской АО в одном из Пазырыкских курганов (V-IV вв. До н. Э. Ныне в ГЭ). Сохранились свидетельства о существовании ковров в древних государствах Ближнего Востока - Ассирии и Вавилонии. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.
В ворсовых коврах художественная и бытовая ценность изделия определяется также характером узловязания (двойной или полуторный узел), плотностью и высотой ворса (ковёр самой высокой плотности изготовлялись в Иране, где преимущественно применялся полуторный узел - "сеннэ"), в безворсовых - способом тканья (см. Гобелен, Килим, Палас, Шпалера). Различают ковры ручной и машинной (с середины 19 в.) выработки. По качеству исполнения и сложности рисунка ручные ковры не превзойдены. Многие современные производства стремятся сохранить (или возродить) традиционное ручное ковроткачество. Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские ковры. Иранские ковры в европейской литературе обычно классифицируются по месту производства (например, "исфахан", "кашан", "фараган", "джоушаган", "хорасан" и т.
Д.) или по типу композиции центрального поля ("медальонные", "охотничьи", "звериные", "садовые", "вазовые"). Они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно ковры Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи. Изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной гаммой красок. Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства ("ушак", "бергама", "ладик", "гиордес", "кула" и пр.), отличаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, контрастной расцветки. Типичны молитвенные ковры с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него.
Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака - геля (обычно восьмиугольный, иногда овальный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у разных племён. Расцветка большинства гелей диагональная. Для всех туркменских ковров (кроме типа "бешир") характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские ковры, чрезвычайно разнообразные по видам, ворсовые и безворсовые, также различаются по месту производства. Для одних видов ("куба", "ширван", "казах", "зенджа" и пр.) характерны сложные геометризованные узоры, которые включают различные (в коврах разных групп) по форме и размеру медальоны - гели и картуши с надписями ("кетебе"), иногда схематические фигурки животных и людей.
Для других ("Карабах" и пр.) - разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов, графически чётким рисунком, подчёркнуто ясной композицией. Орнаментированные войлочные ковры - кошмы - широко распространены у народов Центральной и Средней Азии и Казахстана. В западноевропейском ковроткачестве особое место занимают шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в XVII-XVIII вв. Выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савонри, основанной в 1605 в Париже (с 1627 в помещении бывшей мыловарни, откуда и название её - от savon, т. Е. Мыло). Это ковры с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом обычно на глубоком коричневом или чёрном фоне.
Под их влиянием создавались ворсовые ковры в Англии и Испании. В XIX в. С развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко упал. Однако к середине XX в. В ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Болгарии, Польше, Румынии, Югославии, где с начала XX в. Возрождается изготовление ворсовых и безворсовых ручных ковров с геометризованным и стилизованным растительным орнаментом. В Европейской части СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом килимы. В центральных районах - с узором из плоскостно трактованных и размещённых рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных районах - с геометрическим узором).
Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. Из русских ковров особенно известны курские и воронежские - безворсовые, с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые ковры с цветочным орнаментом. В СССР мастера-ковроделы, организованные в артели и фабрики (с 1960), ведут поиски новых средств художественного выражения, в то же время используют старые традиции и приёмы. В развитии традиционного ковроткачества с учётом задач советского декоративно- прикладного искусства большая роль принадлежит ковровой лаборатории при Научно-исследовательском институте художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально- художественным мастерским.Литература.
Ковры РСФСР. (Каталог), М., 1952. Е. Г. Яковлева, Русские ковры, М., 1959. Л. М. Левин, В. И. Свердлин, Ковры и ковровые изделия, М., 1960. Л. Керимов, Азербайджанский ковер, т. 1-3, Баку-Л., (1961)-83. С. И. Руденко, Древнейшие в мире художественные ковры и ткани, М., 1968. Ковры и ковровые изделия Туркменистана. Альбом, Ашхабад, 1983. Weigert R. A., French tapestry, L., 1962. Tattersall С. Е. С., Reed S., A history of British carpets, Leighon-Sea, 1966. Bode W. Von, Kьhnel E., Antique rugs from the Near East, 4 ed., L., 1970. Erdmann K., Seven hundred years of Oriental carpets, L, 1970. Petsopoulos Y., Kilims. The art of tapestry weaving in Anatolia, the Caucasus and Persia, L., 1979. Ford P. R. J., Oriental carpet design. A guide to traditional motifs, patterns and symbols, L., 1981.
Textilkunst im Orient und in Europa, Halle (Saale), 1981. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).
Дополнительный поиск Ковёр
На нашем сайте Вы найдете значение "Ковёр" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ковёр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа