Конструктивизм

133

        направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А.

А. Веснина и М. Я. Гинзбурга. Практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. И Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1924 была создана творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и так далее).

Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).        Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В.

Е. Татлин). Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.). В театре традиционные декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценического действия "станками" для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и других над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в советском (главным образом представителями ОСТ) и западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве.        Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен.

В архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер)..

Значения в других словарях
Констебл

(constable) Джон ( 1776, Ист-Бергхолт, Великобритания – 1837, Лондон), английский живописец, один из крупнейших пейзажистов. Родился в семье мельника. Обучаться живописи начал у местного художника Дж. Данторна, затем переехал в Лондон, где в 1799 г. Поступил в Королевскую академию художеств. Внимательно изучал творчество мастеров предшествующих поколений (К. Лоррена, Я. Ван Рёйсдала, Т. Гейнсборо).Дж. Констебл. «Стонхендж». Акварель. 1835 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон   Темой пейзажей Ко..

Констебл Джон

        Констебль (Constable) (1776-1837), английский живописец. Крупнейший представитель английского реалистического пейзажа. В 1800-05 посещал АХ в Лондоне. Как художник сложился самостоятельно, изучая произведения Я. Рёйсдала, Н. Пуссена, Т. Гейнсборо. Отказавшись от условностей, свойственных пейзажной живописи XVIII в., Констебл обратился к непосредственному наблюдению природы и первым в истории европейского пейзажа стал писать пейзажи полностью с натуры. Свои картины, простые по мотивам, ес..

Контрапост

        (от итал. Contrapposto - противоположность), в изобразительном искусстве приём изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Контрапост динамизирует ритм фигуры, позволяет передать её движение или напряжение, не нарушая общего равновесия форм, усиливает трёхмерность изображения. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М...

Контрфорс

        (от франц. Contreforce - противодействующая сила), каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Каменный контрфорс - один из основных элементов готических конструкций (смотри Готика). Контрфорс широко применяются также для возведения и укрепления стен при реставрации памятников архитектур..

Дополнительный поиск Конструктивизм Конструктивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конструктивизм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конструктивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 14 символа