Кружево
текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчато- бумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные кружева. Полосы-прошивки, бордюры) или вставок (штучные кружева. Треугольники, квадраты), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал, нарядных женских костюмов (штучные кружева). Главные особенности кружева как вида декоративно-прикладного искусства - воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для кружева характерно слияние ажурных узоров и сетки фона или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного фона, разнообразие ритмического построения узора.
По технике использования кружево бывает ручное и машинное. Ручное кружево плетётся на коклюшках, шьётся иглой. Существует также вязаное кружево, выполненное крючком или на спицах. Плетёное кружево подразделяется на численное, парное и сцепное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Парное и сцепное кружево делается по "сколку" - рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими кружево. В парном кружеве узор и фон плетутся одновременно. В сцепном кружеве основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (так называемые вилюшки) и соединяются между собой с помощью крючка нитями ("сцепками" или "решётками").
В парном кружеве преобладают геометрические узоры, а в сцепном - растительные. Кружево появилось на рубеже XV-XVI вв., по-видимому, в Италии. Ранние шитые кружева представляли собой полоску с зубцами, заполненную главным образом геометрическим или растительным орнаментом. В конце XVI в. Получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, то есть кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. В середине XVII в. Узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В XVIII в. Италия потеряла своё значение как ведущая страна по изготовлению кружев, на первое место выступили Фландрия и Франция. Во Фландрии производство кружева развивалось с конца XVI в.
Сначала шитых, с геометрическим узором, затем плетёных. Особенно славились тонкие плетёные кружева типов "бенш", "валансьенн", "малин" (названы по городам, в которых они производились) с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале XVIII в. Стали изготовлять лёгкое и воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо. Гирлянды, завитки и тому подобное. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель С середины XVIII в. Здесь делали аппликацию по тюлю. Во Франции производство кружева развивалось с середины XVII в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане.
В XVIII в. В тех же центрах производили шитое по тюлю кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце XVIII - начале XIX вв. Орнамент тюлевого кружева располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки или так называемые мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей относятся к первой четверти XVII в. Введение в XVIII в. Общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского кружева XVIII в. С геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов.
Белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нитей. Однако, помимо общих черт, в русском кружеве. XVIII в. Наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров. Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Торжка и др. В первой четверти XIX в. Производство кружева начинает принимать форму народного художественного промысла, однако с середины XIX в. Широкое распространение дешёвого машинного кружева приводит к упадку его художественного уровня. В СССР (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, используются национальные типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы.
Смотри также Елецкое кружево, Вологодское кружево..
Дополнительный поиск Кружево
На нашем сайте Вы найдете значение "Кружево" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кружево, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа