Ксилография

108

        (от греч. Хэlon - дерево и grбpho - пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише.        "Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание.

В "торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.        Возникновение "обрезной" ксилографии связано с развитием резьбы по дереву, в том числе на досках для набойки, а также с распространением бумаги. В Европе первые ксилографии (игральные карты и ксилографии религиозного содержания) появились на рубеже XIV-XV вв. В Германии, Чехии, Австрии. Затем в этой же технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли первые так называемые блочные книги, иллюстрированные гравюрами на дереве.

Они печатались в Кёльне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле. Крупнейшим мастером ксилографии был А. Дюрер. В XV-XVI вв. В технике ксилографии были исполнены многие гравюры, послужившие оружием острой социальной борьбы в Германии ("летучие листки") и в Нидерландах. В XVI в. Получила развитие цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. Да Карпи, Д. Беккафуми, А. Да Тренто в Италии, Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг в Германии). Книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др. В XVII-XVIII вв. В России и на Украине связь ксилографии с народными традициями и фольклором раскрывается в широко распространившемся лубке.        Высокими достижениями техники ксилографии отмечено японское искусство.

Толчком для развития японской ксилографии послужили образцы, полученные из Китая, где были с древности (впервые упоминаются в VI в.) распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с XVI в. - и цветная ксилография. В XVII в. В Японии появились иллюстрированные книги ("Исэмоногатари", 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой укиё-э. Японская ксилография, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Её крупнейшими мастерами были в XVII-XIX вв. Окумура Масанобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ.

Увлечение японской ксилографией оказало влияние на европейскую живопись и графику второй половины XIX в.        В европейском искусстве XVIII-XIX вв. Ксилография постепенно уступала место широко распространившейся репродукционной гравюре на металле, хотя в XIX в. Были широко распространены иллюстрации в технике "торцовой" ксилографии, изобретённой в 1780-х гг. Англичанином Т. Бьюиком. Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем "модерн", черты которого наметились в книжных ксилографиях У. Морриса (Великобритания), декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже XIX-XX вв. Сложился своеобразный декора- тивно-упрощённый, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф.

Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В XX в. Для многих художников характерны напряженная экспрессия, контрастность пятен, выделяющихся вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, художники группы "Мост" в Германии, в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнер). Большую роль играло использование традиции народной ксилографии (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс в Польше). Особую выразительную силу и острое социально-критическое содержание приобрела ксилография в творчестве Ф. Мазереля в Бельгии, К. Кольвиц в Германии, Р. Кента в США, А. Дерена во Франции.        Крупнейшие мастера советской ксилографии - П. А. Шиллинговский, Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, Л. С. Хижинский и В. А. Фаворский, по-новому осмысливший художественные средства ксилографии.

В советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации (П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов и др.). Своеобразные школы ксилографии сложились на Украине (В. И. Касиян), в Латвии (П. А. Упитис) и других советских республиках. В социалистических странах значительные работы создали В. Клемке (ГДР), Т. Кулисевич (Польша), Я. Рамбоусек, Ю. Сабо (Чехословакия), Дж. Андреевич-Кун (Югославия), Б. Ги Сабо (Румыния)..

Значения в других словарях
Крымов Николай Петрович

        (1884-1958), советский живописец. Пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1904-11). Преподавал во Вхутемасе (1920-22) и Художественном училище памяти 1905 года (1934-39) в Москве. Участник выставки "Голубая роза". Член Союза русских художников (с 1910). Ранние декоративно-обобщённые, в своей основе отдалённо восходящие к примитиву, позже к классицистическому пейзажу работы Крымова ("Гроза", 1908, "Жёлтый сарай",..

Крэгг Тони

        Tony Cragg (9 апреля 1949, Ливерпуль) — британский скульптор.        Крэгг родился 9 апреля 1949 в Ливерпуле в семье инженера авиационного производства. С 1966 по 1968 год работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства. Начал изучать искусство на курсах в Глостерширском колледже искусства и дизайна в городе Челтенхем, а затем в Уимблдонской школе искусств в 1969—1973 годах. На протяжении этого периода его учителем был Roger Ackling, который позн..

Ктесифон

        (греч. Ktesiphon, араб. Тайсафун, Мадаин), древний город в Ираке, на р. Тигр. В I в. До н. Э. - начале III в. Н. Э. Зимняя резиденция царей Парфии. С 226/227 н. Э. Столица иранского государства Сасанидов. В VII в. Разрушен арабами. Остатки дворца Таки-Кисра (араб. "Арка Хосрова". Обожженный кирпич, III или V вв.) с гигантским сводчатым айваном (тронный зал, пролёт арки 25,63 м, высота 37 м. Был декорирован мрамором, стеклянной мозаикой) и ярусами ложных аркатур на фасаде. Обнаружены фраг..

Ктитор

        (греч. Ktitor, букв. - основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки в руках, были распространены в средневековом искусстве Византии, Руси, стран Балканского полуострова. Ктитор (как и донатор в западноевропейском искусстве) обычно предстоит перед Христом, богоматерью или святыми. (Источник. «Популярная художественная э..

Дополнительный поиск Ксилография Ксилография

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ксилография" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ксилография, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа