Леонардо да Винчи

118

        (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-72). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Уффици. Так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, ГЭ) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена. Подмалёвок - в Уффици) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций.

Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-94, Лувр.

Второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно- связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-97. Из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде. В XX в. Реставрирована). Её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм.

"Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" города и центрально- купольного храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру.        Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502, 1503-06, 1507. Мантуя и Венеция - 1500. Милан - 1506. 1507-13. Рим - 1513-16. Франция - 1517-19). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи).

В портрете Монны Лизы (так называемая Джоконда. Около 1503, Лувр) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающие поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций. Серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.        Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке.

"Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.        Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания.

Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, ".

Которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности" (Ф. Энгельс, смотри К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 346)..

Значения в других словарях
Ленинский мемориал

        в Ульяновске, здание, построенное в 1967-70 в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (архитекторы Б. С. Мезенцев, М. П. Константинов, Г. Г. Исакович, инженер Л. Б. Фабрикант. Ленинская премия, 1972). Лаконичное по формам сооружение благодаря точно выбранному масштабу занимает доминирующее место в застройке центра Ульяновска и составляет единый ансамбль со зданиями педагогического института (проект института Гипровуз) и гостиницы "Венец" (архитектор Б. Н. Баныкин. Оба - 1970..

Ленотр Андре

        Ле Нотр (Lenфtre, Le Nostre) (1613-1700), французский архитектор, проектировщик парков. Учился у С. Вуэ, Ш. Лебрена и, возможно, у Ф. Мансара. С 1657 "генеральный контролёр строений" Людовика XIV. Развил принцип геометрической планировки и подстрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного ("французского") парка (смотри Садово-парковое искусство). С 165..

Леонидов Иван Ильич

        (1902-1959), советский архитектор. Окончил московский Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина. Преподавал там же (1928-30). Один из руководителей ОСА. Внёс большой вклад в архитектуру конструктивизма. В проектах 1927-34 (Институт библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, дом Центросоюза, 1928, Дом промышленности, 1929-30, - все в Москве) использовал художественные возможности простых геометрических форм (шар, конус), создавая на их основе смелые пространственные композиции с применени..

Леонов Пётр Васильевич

        (1910-1982), советский художник-керамист. Заслуженный художник РСФСР (1970), член-корреспондент АХ СССР (1973). Один из создателей стиля росписи (свободная кистевая живопись с крупным красочным рисунком) Дулёвского фарфорового завода. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонардо да Винчи" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонардо да Винчи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа