Мексика

104

        (Mйxico, Mйjico), Мексиканские Соединённые Штаты, государство в юго-западной части Северной Америки. В древности на территории Мексики развивался ряд художественных культур индейцев (ольмеков, тольтеков, сапотеков, майя, ацтеков), памятники которых поражают обилием и яркостью форм, сочетанием фольклорной фантастики с величественными религиозно-символическими образами. Сохранились многочисленные ансамбли и памятники архитектуры (руины г. Теотиуакан), в которых варьировались сходные типы построек и архитектурные принципы. Архитектура носила ярко выраженный символический характер, отличалась консервативностью типов и форм, преобладанием наружных масс над неразвитым внутренним пространством (ступенчатые пирамиды, увенчанные храмами, дворцы, "обсерватории" и др.).

Широко использовались монументальные статуи, рельефы, сочетающие изобразительные мотивы с символико-орнаментными компози- циями. Многочисленны росписи майя. Высокого уровня достигли также искусство керамики, ткачество, ювелирное дело, изготовление изделий из перьев. После испанского завоевания (конец XVI в.) на месте индейских городов и святилищ создавались по единому прямоугольному плану новые города с главной площадью в центре и одинаковыми жилыми кварталами (Мехико, основан на месте г. Теночтитлан, разрушенного в 1521). Вне городов возводились укрепленные монастыри с дворами и открытыми капеллами (Актопан, Атотонилько-эль-Гранде - оба XVI в.). Крепостной характер носили и ранние гражданские постройки, в архитектурных формах которых сочетались романско-готические черты и декоративные мотивы испанского ренессанса (дворец Эрнана Кортеса в Куэрнаваке, 1530-33, стиль платереско).

Со второй половины XVI в. Строились большие городские соборы (в Мехико, 1563-1667. В Мериде, 1563-99. В Пуэбле, 1555-1649), в архитектуре которых первоначально преобладали традиции испанского Возрождения, быстро сменившиеся стилем барокко, тяготевшим вначале к монументальным, массивным формам (собор в Морелии, 1640-1705), а в XVIII в. Достигшим фантастической пышности ("ультрабарокко", сочетавшее наиболее вычурный декор, свойственный испанскому стилю "чурригереско", и народные декоративные традиции, внесённые индейскими мастерами). Среди памятников этого периода. Ризница-церковь Саграрио Метрополитене (1749-68, архитектор Л. Родригес) и базилика в Гуадалупе-Идальго (1695-1709, архитектор П. Де Аррьета) в Мехико.

Церкви в Тепоцотлане, Сан-Мигель-де-Альенде, Мехико. Жилые дома в Пуэбле, Керетаро, Гуанахуато и др. В изобразительном искусстве этого периода наибольшее место заняли монументальные росписи и скульптура. Станковая живопись XVI - начала XVII вв. Представлена мастерами семейств Эчаве и Хуарес. В 1781 была основана Академия Сан-Карлос в Мехико. В XVIII в. Развилось искусство портрета (М. Кабрера). На рубеже XVIII-XIX вв. Реакцией на "ультрабарокко" в архитектуре стал интерес к классицизму, связанный со стремлением преодолеть колониальную изоляцию и приобщиться к мировой культуре. Горная школа Ла Минерия в Мехико (1797-1813, архитектор М. Тольса), Национальный театр в Мехико (1844, архитектор Л. Де ла Идальга, не сохранился) и др.

Конец XIX - начало XX вв. Отмечены расцветом эклектизма, тягой к помпезности. Дворец изящных искусств в Мехико (1904-34, архитекторы А. Боари, Ф. Марискаль). В XIX в. В области портретной живописи работали X. М. Эстрада и Э. Бустос, распространилось направление костумбризма, представители которого достоверно и несколько идеализированно отображали действительность, наряду с ним процветала академическая живопись (X. Кордеро), в которой, как и в скульптуре (М. Норенья), нарастал интерес к национальным образам. Национальные мотивы характерны для пейзажей X. М. Веласко и X. Мурильо. После победы Мексиканской революции 1910-17 получают распространение "неоколониальный стиль" и неоклассицизм. Памятники "Революции" (1933-38) и "Героям войны за независимость" (1960.

Оба - архитектор К. Обрегон Сантасилья, в Мехико). В противовес неоклассицизму сложилась и первая в Латинской Америке школа функционализма. Институт гигиены в Попотле (1925-26, архитектор X. Вильягран Гарсия), жилые дома и типовые школы (1929-33, архитектор Х. О'Горман), дома и посёлки для рабочих (начало30-х гг., архитектор X. Легаррета) и др. В изобразительном искусстве возникло национальное демократическое течение (родоначальником которого был гравёр-сатирик Х. Г. Посада, обращавшийся к народному творчеству). Оно нашло яркое воплощение в деятельности мастеров станковой графики, объединившихся в 1937 в "Мастерской народной графики", и в монументальной настенной живописи, обращённой к народу, проникнутой общественно значимыми, революционными идеями и опирающейся на национальные традиции.

Циклы росписей, созданные в Национальной подготовительной школе, Национальном дворце и других зданиях в Мехико, Гвадалахаре, Куэрнаваке и Чапинго (художники Д. Сикейрос, Д. Ривера, Х. К. Ороско), - ярчайшие явления прогрессивного искусства XX в. После Второй мировой войны 1939-45 в Мексике сложилась самобытная национальная архитектурная школа, сочетающая принципы функционализма и национальные традиции (архитекторы К. Ласо, А. Арай, М. Пани, Э. Яньес, А. Прието, П. Рамирес Васкес). Крупнейшее достижение мексиканской архитектуры 40-50-х гг. - комплекс Университетского городка в Мехико, включающий более 40 зданий. Разрабатываются утилитарные типы зданий - школы, больницы, рынки, гаражи, спортивные сооружения (архитектор X. Вильягран Гарсия и др.).

Характерны поиски так называемой эмоциональной архитектуры (М. Гёриц, О'Горман, Л. Барраган). Инженер-архитектор Ф. Кандела оказал влияние на современную мировую архитектуру разработкой форм в виде гиперболических параболоидов. В 60-х гг. Выстроены Олимпийский стадион и стадион "Ацтека" в Мехико и др. Монументальное искусство после Второй мировой войны представлено двумя направлениями - идейно-содержательными росписями, равноправно участвующими в синтезе архитектуры и искусства (росписи и мозаичные рельефы Сикейроса, Риверы, Ороско, X. Гонсалеса Камарены, X. Чавеса Морадо), и живописно-мозаичными композициями, служащими для декоративного убранства зданий (О'Горман). Политической публицистичностью, национальным своеобразием и демократизмом обобщённо-экспрессивных образов проникнуты гравюра и литография (Л.

Мендес, А. Бельтран, А. Гарсия Бустос, П. О'Хиггинс). Несколько слабее развиты в Мексике скульптура (Г. Руис, К. Брачо, Р. Аренас Бетанкур) и станковая живопись (лидер модернизма Р. Тамайо).Литература. ИСиНМ, т. 2, М., 1965. ВИА, т. 1, 7, 10-11, М., 1969-73. Л. Жадова, Монументальная живопись Мексики, М., 1965. В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967. Е. И. Кириченко, Три века искусства Латинской Америки, М., 1972. Carrillo A. R., Pintura mural de Mйxico, Mйxico, 1981..

Значения в других словарях
Мекка

        город в Саудовской Аравии. Священный город мусульман. Сложился в V в. Как пункт транзитной торговли. В центре города - мечеть Харам, или Бейт-Уллах (VII в., в современном виде - 1570. Галерея с 3-4 рядами мраморных и гранитных колонн вокруг обширного двора. Обнесена стенами с многочисленными воротами. 7 минаретов), окружающая древнее святилище Каабу (каменный куб с перекрытием на трёх деревянных столбах. Включает древний домусульманский фетиш - "чёрный камень". Вокруг Каабы - каменная вы..

Мекнес

        город на северо-западе Марокко, у подножия Среднего Атласа. Основан в XI в. На месте берберского поселения VIII в. Большая часть грандиозного городского ансамбля построена в 1672-1727, когда Мекнес был столицей Марокко. Остатки тройного кольца крепостных стен с бастионами и богато украшенными воротами (Баб-аль-Бардаийин, конец XVIII - начало XVIII вв. Баб-аль-Хамис, конец XVII в. Баб-аль-Мансур, 1732), дворец Дар-аль-Махзен (конец XVII в.), сады "агведаль", водохранилище, конюшни (не дос..

Меленский Андрей Иванович

        (1766-1833), украинский архитектор. Представитель ампира. Учился в Москве (с 1795) и в Петербурге (1787-92) у Дж. Кваренги. В 1799-1829 главный архитектор Киева. Разрабатывал проект планировки Киева (1808-09), Подола (1812, совместно с В. И. Гесте), руководил прокладкой ряда магистральных улиц Киева, построил церкви-ротонды на Аскольдовой могиле (1809-10) и Воскресенскую Фроловского монастыря (1824), автор монумента в честь возвращения городу Магдебургского права (1802-08). (Источник. «П..

Мелихов Георгий Степанович

        (р. 1908), советский живописец. Народный художник УССР (1967), член-корреспондент АХ СССР (1979). Учился в Киевском художественном институте (1935-41). Преподавал там же (1945-61). Автор исторических жанровых полотен, для которых характерна психологическая убедительность подробно разработанной сцены ("Молодой Тарас Шевченко в мастерской у К. П. Брюллова", 1947, ГМУИИ УССР. Государственная премия СССР, 1948), пейзажей ("Музыкальное утро", 1981).Литература. О. Ф. Журавель, Г. С. Мелихов. А..

Дополнительный поиск Мексика Мексика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мексика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мексика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа