Монастырь

90

        (от греч. Monasterion - келья отшельника), в ряде религий - общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными особенностями зодчества разных стран и народов, отражает их функции и их менявшуюся роль в обществ. Жизни. Древнейшие монастыри - буддийские, появились во второй половине 1-го тысячелетия до н. Э. В Индии и распространились в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. До н. Э. - VII в. Н. Э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366) включали вырезанные в скале молитв, залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки.

Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV-XVII вв. Салин в Мандалае, Бирма, вторая половины XIX в., и др.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитв, и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окру- жённых деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам (Самье в верховье р. Цангпо, Тибет, середина VIII в. Да-Хуре в Улан-Баторе, XVII-XVII вв,). Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV-VI вв.

В Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (терхнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI-IX вв. Сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окружённый другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88. Клюни в Бургундии, 1088-XII в.). Композиция монастыря варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объём (Верхний замок в Мальборке, Польша, конец XIII-XIV вв.).

В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V-XV вв. Монастырские комплексы на Афоне, X-XI вв., и в Метеоре, XIV-XVIII вв., - оба в Греции. Санаин в Армении, Киево-Печерская лавра в Киеве, и др.). Комплекс окружали стены с башнями. Вдоль стен располагались кельи, в центре - собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри.

При их основании и расширении учитывались расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. Д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастыря определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь в Москве и др.). Архитектурные формы русских монастырей до середины XVI в. Были строгими, лаконичными, а к концу XVII в. Обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт монастыря активно участвовали в формировании облика городов.         В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение, Вместо них появились парадные ансамбли монастырей- дворцов, построенные компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Ленинграде и др.).

В XIX-XX вв. Новые монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, архитектор Ле Корбюзье) и не играют значительной роли в застройке города, старые монастыри часто становятся музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно- прикладного искусства..

Значения в других словарях
Момине-хатун

        мавзолей, мавзолей жены атабека, в Нахичевани, выдающийся памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Возведён в 1186 зодчим Аджеми. Десятигранное башенное здание (диаметр около 14 м, высота 25 м без шатра - не сохранился) из обожженного кирпича отличается гармонией монументальной формы и изящного архитектурного декора (грани стен, их обрамления и фризы украшены тонким геометрическим и растительным орнаментом и куфическими надписями из поливных бирюзовых и неполивных кирпичиков)...

Монастир

        город-порт в Тунисе. Вырос в VIII-IX вв. На месте финикийского, затем римского г. Руспина. Ворота медины - Баб ас-Сур и Баб ад-Дарб (оба - XIII в.), руины Большого рабата (796), касба (ныне Музей исламского искусства. IX-XI вв., по другим данным - X в. И позднее), Большая мечеть (IX в., перестроена в X-XI вв., расширена в XIII в.), мечеть Сайды ("Мечеть госпожи". X-XI вв.). В Новом городе - отель "Пальмы" (60-е гг.), концертный зал (1965. Оба - архитектор О. К. Какуб). (Источник. «Популя..

Монголия

        Монгольская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Монголии, относятся к началу эпохи бронзы (XIV-X вв. До н. Э. Выбитые или нанесённые краской на скалах изображения животных). С начала железного века (IV-III вв. До н. Э.) на металлических изделиях и каменных намогильных столбах преобладают стилизованные фигурки животных, в том числе бегущих оленей, в "зверином стиле". К концу I в. До н. Э. - началу..

Мондриан

(mondrian) Питер Корнелис (1872, Амерсфорт, близ Утрехта – 1944, Нью-Йорк), голландский художник, один из основоположников абстракционизма, создатель теории неопластицизма. Учился в Академии художеств в Амстердаме (1892—97). До 1911 г. Писал традиционные реалистические пейзажи. После знакомства с кубистами начал создавать композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей весь холст пространственной сетки. В 1914 г. Появились первые полностью беспредметные холсты 42-летнего художника..

Дополнительный поиск Монастырь Монастырь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монастырь" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монастырь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа