Натурализм

141

        (франц. Naturalisme, от лат. Naturalis - природный, естественный, natura - природа),        1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. В Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии, что в целом вело к ограничению его художественных возможностей.

Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой лучшими представителями натурализма, обусловило и положительные моменты, внесённые ими в развитие художественной культуры. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. И Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников последней трети XIX - начала XX вв. (Э. Мане, Э. Дега, А. Де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана, X. Бартельса, К. Кольвиц в Германии, В.

Велу в Италии и др.). Однако в истории изобразительного искусства термин "натурализм" связан и с другим рядом явлений, что было обусловлено эволюцией этого понятия, вначале обозначавшего конкретное литературно-художественное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь отчасти связанные с ним явления.        2) Порождённые буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции, а также противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, проявившиеся уже в 1820-30-х гг.

(особенно у французских живописцев П. Делароша, О. Берне), легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство - безыдейное, намеренно "приземлявшее" традиционную возвышенность исторического, религиозного и аплегорического жанров, широко распространилось с середины XIX в. (творчество Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии и др.) Другая сторона натурализма - пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы - отразилась в искусстве фашистского и других реакционных режимов, получила гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма (особенно у представителей сюрреализма).

Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например, гиперреализму).Литература. Hamann R., Hermand J., Naturalismus, B., 1959. Rйalisme et naturalisme, Brugge, 1979. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Насечка

        техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога. Рисунок гравируется на поверхности материала и в штрихи забивается тонкая проволочка (золотая, серебряная и др.). Насечка позволяет создавать гибкий, тонкий, эффектно мерцающий рисунок, часто в виде сплошной орнамент, вязи. Насечка известна с древнейших времён (в Индии, Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе), широко распространилась в средние века, применяется и поныне. (Источник. «Популярная художественная энци..

Натура

        (от лат. Natura - природа) в изобразительном искусстве, объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. П.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и её интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто - портрет, пейзаж, натюрморт. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопеди..

Натье Жан-Марк

        (фр. Jean-Marc Nattier. 17 марта 1685, Париж — 1766, там же) — французский живописец.        Родился в семье художников. Его отец Марк был портретистом, мать Мари Куртюа писала миниатюры, а брат Жан-Батист занимался созданием картин по историческим мотивам.        Первые уроки живописи Жан-Марк Натье получил от своего отца, затем посещал курсы рисования в Королевской Академии. В пятнадцатилетнем возрасте Натье был удостоен первого художественного приза Парижской Академии. Жан-Марк Натье ..

Натюрморт

        (франц. Nature morte, итал. Natura morta, буквально - мёртвая природа. Голл. Stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной сист..

Дополнительный поиск Натурализм Натурализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Натурализм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Натурализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа