Нидерландское искусство

84

        единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV вв. В состав Бургундии, а с 1477 до конца XVI в. (вплоть до победы Нидерландской буржуазной революции XVI в.) - в состав империи Габсбургов. Здесь сложился один из важнейших очагов западноевропейского искусства средних веков и Возрождения. На территории исторических Нидерландов с каролингской эпохи (см. Каролингское возрождение) строились строгие базиликальные церкви с вестверками (Маастрихт), центрические капеллы (Неймеген). Романский стиль, складывавшийся главным образом под воздействием искусства рейнских областей и Северной Франции, господствовал в XI - середине XIII вв.

Сооружались мощные церкви (Льеж, Турне) и городские башни-бефруа (Турне, Гент), а также замки с внутренними дворами и парадными залами (Гаага, Дорненбюрг). Храмы украшались фресками и скульптурой. Долина Мааса славилась бронз, литьём и ювелирными изделиями. Выделялись миниатюры школы Маастрихта. В XIII-XV вв. Вокруг замков и рыночных площадей выросли города, радиально-кольцевые по планировке, с городской башней и ратушей, массивными стенами с башнями и воротами. В плотной застройке преобладали деревянные, фахверковые (см. Фахверк) и каменные узкие трехэтажные дома с высокими фронтонами. В долинах Мааса и Шельды в храмах соединялись черты романского стиля и готики. На севере Нидерландов получила развитие кирпичная готика с облегчёнными, в том числе деревянными, сводами.

Для XIV - первой трети XVI вв. Характерны постройки в стиле "пламенеющей" готики. Их богатый и нарядный декор подчинён монументальным формам зданий, построенных на контрасте горизонтальных и вертикальных объёмов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене). Парадно представительны и вместе с тем практичны по планировке богато декорированные здания ратуш с монумент, кв. Башней и резными наземными галереями (в Брюгге, Генте, Лёвене), а также здания суконных рядов, цехов и т. П. Высокого уровня достигли скульптура и станковая живопись ряда мастеров, преимущественно работавших в Бургундии (Ж. Мануэль, М. Брудерлам и др.), а также так называемая франко-фламандская миниатюра. С Бургундией связано творчество одного из крупнейших европейских скульпторов К.

Слютера и миниатюристов братьев Лимбург, подготовивших почву для развития искусства Раннего Возрождения в Северной Европе.        Нидерландская школа живописи в XV в. Стала одной из ведущих в Северной Европе. В ней были новаторски переосмыслены местные традиции средневековой художественной культуры, появились пристальный интерес к человеку и природе, пантеистически-радостное восприятие мира. Пытливое исследование окружающей среды - пространства, света, структуры и фактуры предметов - сочеталось с глубоким вниманием к человеческой индивидуальности, к её конкретной неповторимости, с ощущением бесценности каждого жизненного явления, органически слитого с гармоничным величественным мирозданием, таящим в себе глубокий духовный смысл.

В произведениях Р. Кампена священные сцены были впервые трактованы как эпизоды бюргерского быта. Возвышенная гармония и бесконечное многообразие бытия нашли совершенное и красочное воплощение в монументальных сценах поклонения божеству и в портретах Я. Ван Эйка, одного из создателей масляной живописи. В его работах, оказавших огромное влияние на развитие живописи в Европе, цвет и свет приобрели исключительную пластическую и выразительную силу. Я. Ван Эйк стал основоположником искусства Возрождения в Северной Европе. Его отдельные завоевания были подхвачены многими нидерландскими живописцами (П. Кристус, Д. Баутс, Гертген тот Синт-Янс и др.). В середине XV в. Рогир ван дер Вейден обогатил духовно-психологическое восприятие человеческой личности, а Хуго ван дер Гус придал образам драматическую напряжённость, подчёркнутую жизненную правдивость, нередко отдавая предпочтение простонародным типажам.

Более отвлечённо идеализированный, интимно-лирический характер присущ живописи Х. Мемлинга и Г. Давида. На рубеже XV-XVI вв. Х. Босх, обратившийся к наследию средневековой народной культуры, создавал символико- аллегорические композиции с социально- морализирующим сатирическим подтекстом. Он подготовил почву для новой интерпретации жанровых и пейзажных мотивов.        В XVI в. Из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические формы Возрождения. В светских постройках этого времени традиционная готическая структура сочеталась с обилием ренессансных деталей, что придавало зданиям нарядную живописность (ратуша в Антверпене, дома бюргеров в Мехелене). На севере Нидерландов была распространена кирпичная архитектура с белокаменным ренессансным декором.

В изобразительном искусстве под влиянием гуманистических идей развивались светские жанры - портрет (А. Мор), в том числе групповой (Д. Якобс и др.), и постепенно обособлявшиеся от религиозных композиций пейзаж (И. Патинир) и бытовой жанр. Его ведущие мастера К. Массейс и Лука Лейденский сочетали национальную традицию с отдельными приёмами живописи итальянского Возрождения и конкретными жизненными наблюдениями. Одновременно распространилось эклектическое течение романизма, поверхностно использовавшее ряд достижений итальянского ренессансного искусства, в том числе перспективу, передачу обнажённого человеческого тела и др. (Я. Госсарт, Б. Ван Орлей). Ему противостояло мощное демократическое национальное художественное течение, стремившееся отразить жизнь народных масс, противоречия предреволюционной и революционной эпох.

Главой течения был крупнейший нидерландский мастер XVI в. П. Брейгель Старший, опиравшийся на национальные и народные художественные традиции. В своих монументальных многофигурных полотнах с обширными пейзажами и многочисленными жанровыми сценами он воссоздавал (используя приёмы гротеска, аллегории, социальной иронии) широчайшую панораму народной жизни со всей её красочностью и пестротой, национальным своеобразием, социальными контрастами и драматической остротой противоречий. Творчество Брейгеля и ряда других мастеров XVI в. Оказало влияние на развитие реализма в искусстве Нидерландов последующего столетия. Заметное место в нидерландском искусстве XVI в. Занимала также скульптура (портрет, надгробия, резной декор), в которой сочетались ренессансные и маньеристические (см.

Маньеризм) черты, использовалась нарядная полихромия, Широко известно было также нидерландское декоративно-прикладное искусство - шпалеры с многофигурными сюжетными композициями (Брюссель), ювелирные изделия (Антверпен, Льеж), керамическое производство, вышивка (Брюссель), кружева областей Фландрия и Брабант. После победы буржуазной революции в Северных Нидерландах историческая провинция Нидерланды была разделена на 2 государства - Голландию и Фландрию. С этого момента началось сложение 2 самобытных национальных художественных культур - фламандской (см. Бельгия) и голландской (см. Нидерланды), в которых по-разному развивались и истолковывались нидерландские традиции.Литература. ИСиНМ, т. 3, М., 1971, Гершензон-Н.

М. Чегодаева, Возрождение в нидерландском искусстве, в сб. Ренессанс. Барокко. Классицизм. (Сб. Ст.), М., 1966. О. Бенеш, Искусство Северного Возрождения, пер. С англ., М., 1973. Н. Н. Никулин, Золотой век нидерландской живописи. XV в., М., 1981. Panofsky E., Early Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1953. Chвtelet A., Les primitifs hollandais. La peinture dans les Pays-Bas du Nord au XV-es., Fribourg, 1980. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Нигер

        (Niger), Республика Нигер, государство в Западной Африке. В городах Нигера строятся дома и мечети из банко (блоки из глины с песком и соломой). Входы домов оформляются в виде прямоугольных порталов с зубцами по углам. Покрытия сводчатые или двухскатные, с соломенным настилом (дома в Зиндере, Тахуа и др.). Новые кварталы столицы Нигера - Ниамея и других городов застраиваются зданиями европейского типа. В сельской местности распространены круглые в плане соломенные хижины (в юго-западных р..

Нигерия

        (Nigeria), Федеративная Республика Нигерия, государство в Западной Африке. Культура Нигерии имеет древние традиции (см. Нок, Ифе, Бенин). Народная архитектура Нигерии отличается разнообразием На юге, юго-западе и юго-востоке, в районах тропических лесов преобладают прямоугольные в плане постройки (деревянные, глинобитные, плетнёвые) с двухскатным покрытием из соломы и пальмовых листьев. У народов ибо и йоруба жилые и хозяйственные сооружения располагаются по периметру прямоугольного двор..

Нидерланды

        (Nederland), Королевство Нидерландов (неофициальное название - Голландия), государство в Западной Европе. В средневековый период включало также историческую область Фландрию (Южные Нидерланды), отделившуюся в начале XVII в. (ныне территория Бельгии). На территории Нидерландов обнаружены керамика и мегалитические сооружения эпохи неолита, сохранились памятники искусства кельтов, остатки древнеримских построек (в Валкенбюрге, Элсте), ювелирные изделия древних германцев. В средние века и в ..

Ниелло

        (итал. Niello, от лат. Niger - чёрный), техника декорировки металлических изделий. См. Чернь. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Нидерландское искусство Нидерландское искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нидерландское искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нидерландское искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 23 символа