Ордера
(от лат. Ordo - порядок) архитектурные, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племён и областей. Дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный).
Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI-V вв. До н э. С IV в. До н. Э. Известен коринфский ордер. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. До н. Э. Гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек.
Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей кладёт модуль - половину диаметра ствола колонны у её основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордеров для характеристики древних архитектонических систем (например, стены) во многом обусловливают индивидуальность древне- греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в разные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма).
В Древнем Риме возникли тосканский ордер и композитный ордер (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами). В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны ещё в Древней Греции). Применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Мало использовавшиеся в средние века ордера вызывают большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения, (впервые в Италии в XV в. У Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др.
Сравнительно свободное употребление ордеров в XV в. Сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времён владимиро-суздальского зодчества, а в XVIII в. Ордерные формы применяются широко и своеобразно (архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие). В XX в. Использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма..
Дополнительный поиск Ордера
На нашем сайте Вы найдете значение "Ордера" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ордера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 6 символа