Ордера

161

        (от лат. Ordo - порядок) архитектурные, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племён и областей. Дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный).

Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI-V вв. До н э. С IV в. До н. Э. Известен коринфский ордер. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. До н. Э. Гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек.

Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей кладёт модуль - половину диаметра ствола колонны у её основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордеров для характеристики древних архитектонических систем (например, стены) во многом обусловливают индивидуальность древне- греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в разные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма).

В Древнем Риме возникли тосканский ордер и композитный ордер (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами). В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны ещё в Древней Греции). Применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Мало использовавшиеся в средние века ордера вызывают большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения, (впервые в Италии в XV в. У Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др.

Сравнительно свободное употребление ордеров в XV в. Сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времён владимиро-суздальского зодчества, а в XVIII в. Ордерные формы применяются широко и своеобразно (архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие). В XX в. Использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма..

Значения в других словарях
Орвието

        (Orvieto), город в Средней Италии, в исторической области Умбрия. Основан этрусками в VI-IV вв. До н. Э. В Орвието сохранились многочисленные памятники средневековой и ренессансной архитектуры. Готический собор (1290-1569. Архитекторы Л. Майтани, Андреа Пизано, А. Орканья, М. Санмикели и др. Богато украшен скульптурой и мозаикой, живописный нарядный портал) и примыкающее к нему Палаццо деи Пали (ныне музей собора. XIII в.), Палаццо дель Пополо (XIII в.), церковь Сан-Доменико (XIII в. Кап..

Органическая архитектура

        направление в архитектуре XX в. (особенно распространённое в 30-50-х гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. Американским архитектор Л. Салливеном, были развиты его учеником Ф. Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архите..

Орехов Юрий Григорьевич

        (р. 1927), советский скульптор. Заслуженный художник РСФСР (1980). В 1953 окончил МВХПУ. Работает над монументальными произведениями, органично связанными с природной средой (памятник "Борцам за власть Советов" в Ялте, с коллективом авторов, камень, бетон, 1973) или окружающей городской застройкой (памятник Н. С. Лескову в Орле, совместно со скульптором Ю. Ю. Ореховым, архитекторами В. А. Петербуржцевым, А. В. Степановым, бронза, 1981. Государственная премия СССР, 1982). Автор портретов ..

Орешников Виктор Михайлович

        (р. 1904), советский живописец. Народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в ленинградском Вхутеине (1924-27). Преподаёт в ленинградской АХ-ИЖСА (с 1930, ректор в 1957-77). Автор картин на историко-революционные темы ("В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете", 1947, ЛГУ, Государственная премия СССР, 1948. "В штабе обороны Петрограда", 1949, ГТГ, Государственная премия СССР, 1950), портретов ("В. В. Лишев", 1952, "Б. Б. Пиотровский", 1970-71, - ..

Дополнительный поиск Ордера Ордера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ордера" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ордера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа