Петров-Водкин

83

Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск – 1939, Ленинград), русский живописец, педагог, теоретик искусства. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица в Санкт-Петербурге (1895—97), в 1897–1904 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). С 1910 г. Был одним из руководителей частной художественной школы Е. Н. Званцевой (совместно с М. В. Добужинским). В 1918 г. Был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения реформированной АХ (тогда – Высшее художественное училище). Член Союза русских художников (с 1910 г.), объединений «Мир искусства» (1910—22) и «Четыре искусства» (1925—28).К.

С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В годы учёбы в МУЖВЗ испытал влияние В. А. Серова. В период пребывания за границей создал ряд полотен, в которых заметно воздействие европейского символизма («В кафе», «Берег». Оба – 1907). Ключевой работой этого времени стал портрет М. Ф. Петровой-Водкиной, жены художника (1907). Живописная манера, напоминающая гобелен, вызывает ассоциации с творчеством В. Э. Борисова-Мусатова, в то время как точная портретная характеристика выдаёт школу В. А. Серова. Вернувшись в Россию, художник заканчивает полотно «Сон» (1910), композиция которого восходит к картине Рафаэля «Сон рыцаря». Тема произведения – сон юноши, который должен сделать выбор между Красотой и Уродством, – соответствовала поэтике символизма.

В картине «Мальчики» (1911) Петров-Водкин находит собственную живописную систему. В картине господствуют три главных цвета (жёлтый, красный, зелёный), пространство становится плоскостным, движения мальчиков подчиняются сложному ритму.К. С. Петров-Водкин. «Полдень. Лето». 1917 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   В 1910-е гг. Петров-Водкин создаёт свои лучшие полотна. «Купание красного коня» (1912), «Мать» (варианты 1913 и 1915 гг.), «Девушки на Волге» (1915), «Полдень. Лето» (1917), «1918 год в Петрограде» (1920). В этих картинах художник использует изобретённую им «сферическую» перспективу. Очень высокая точка зрения, круглящаяся линия горизонта побуждают зрителя воспринимать землю как планету, плывущую по просторам Вселенной.

В картине «Розовый натюрморт. Ветка яблони» (1918) плоскость стола, на которой расположены предметы, наклонена и максимально приближена к зрителю, а ветка яблони «парит» в пространстве.К. С. Петров-Водкин. «Портрет А. А. Ахматовой». 1922 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Петров-Водкин использовал особую систему цвета. Колористическая гамма строится, как правило, на сочетании трёх главных цветов – красного, жёлтого, синего (или зелёного), но сквозь верхний красочный слой просвечивает предыдущий, благодаря чему краски обретают светоносность. Часто художник дополнял основные цвета оттенками розового. В полотнах Петрова-Водкина важна линия, чёткий, пластичный контур. Художник обращается к опыту древнерусского искусства (новгородская икона, фрески Дионисия), живописи эпохи Раннего Возрождения (Джотто, Фра Б. Анджелико, Мазаччо, Джорджоне) и современной живописи (символизм, А. Матисс).

«Купание красного коня» – сложный образ-символ, в котором воплотились художественные и философские поиски эпохи. Петров-Водкин сопоставляет в картине движение и статику, плоскость и объём, вводит напряжённые цветовые соотношения. В полотне ощущаются тревожные предчувствия. Стихийную силу фантастического коня (как некоего символа эпохи) не может укротить юный всадник. Но в картине воплощена и надежда на победу светлых идеалов (облик лучезарного юноши-всадника восходит к иконописному образу св. Георгия Победоносца), мечта о красоте и упование на возрождение искусства. В полотне «1918 год в Петрограде» (1920) образ женщины с ребёнком на руках напоминает о традициях древнерусского искусства, о богородичных иконах.

В городском пейзаже подчёркнуты приметы тревожного времени – стёкла окон разбиты, на стенах листовки, улицы пустынны. Неземную тонкость и чистоту приобретают черты лица женщины, она крепко прижимает ребёнка к себе, пытаясь защитить его от враждебного мира. В 1920-е гг. Петров-Водкин продолжал разрабатывать ранее найденные темы материнства, красоты русской женщины (крестьянки или работницы), писал портреты и натюрморты, обращался к событиям Гражданской войны и революции («После боя», 1923. «Смерть комиссара», 1928. «1919 год. Тревога», 1934).К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   В творчестве Петрова-Водкина, развивавшегося в стороне от крайне «левых» течений, органично соединились опыт современного искусства и древние национальные традиции.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Петрицкий Анатолий Галактионович

        (1895-1964), советский живописец. Народный художник СССР (1944). Учился в московском Вхутемасе (1922-24). Преподавал в Киевском художественном институте (1946-50). Работал как художник театра, первоначально тяготел к конструктивизму, позже - к народному творчеству. Также автор станковых картин, плакатов и иллюстраций. Произведения. "Инвалиды" (1924), "Не сад - город Киев" (1961) - оба в ГМУИИ УССР. Оформление драматических спектаклей, в том числе - "Богдан Хмельницкий" А. Е. Корнейчука (..

Петров Илия

        (1903-75), болгарский живописец и график. Народный художник НРБ (1963), Герой Социалистического Труда (1967). Учился в АХ в Софии (1921-26. Преподавал с 1941) и Мюнхене (с 1926). Произведения Петрова (роспись "Девятое сентября" в кинотеатре "Димитр Благоев" в Софии, 1947. Историко-революционная композиция "Расстрел", 1954, Национальная художественная галерея, София. Цикл рисунков "Испания", 1939, и др.) отличаются драматической героикой, суровой экспрессией и лаконизмом образов, сдержанн..

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

        (1878-1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897-1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905-08). Член объединений "Мир искусства" (с 1911), "Четыре искусства" (с 1924). Преподавал в ленинградском ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине-АХ (1918-33). Испытав в начальный период творчества сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна", с начала 1910-х гг. Перешёл от аллегорических произведений к целостным монументально-дек..

Петровичев Пётр Иванович

        (1874-1947), советский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1892-1903) у И. И. Левитана и В. А. Серова. Передвижник (с 1906), член Союза русских художников (с 1911). Плотная пастозная фактура и приглушённая цветовая гамма придают некоторую суровость его произведениям, отобразившим поэтическую красоту русской природы и архитектуры ("Ростов Великий", 1912, ГРМ. "Река осенью", 1926, ГТГ).Литература. И. А. Круглый, П. И. Петровичев, Л., 1975. П. И. Петровичев. О жизни и творчестве художника..

Дополнительный поиск Петров-Водкин Петров-Водкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петров-Водкин" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петров-Водкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа