Резцовая гравюра

213

        (нем. Stich, франц. Gravure au burin, англ. Engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников и ювелиров, привело (очевидно, в первой половине XV в.) к появлению собственно резцовой гравюры. Первые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т.

П., распространявшиеся в долине р. Рейн, в Эльзасе и Нидерландах. Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в XV в. В работах анонимных мастеров (мастер ES) и достигло расцвета к концу XV в. В творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в XVI в. В Нидерландах (Лука Лейденский), в XVII в. Во Франции (Р. Нантёй и др.). Мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, бытовых деталей, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку. Чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации.

Однако известная ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в XVII в. К торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью резцовой гравюры, сохранявшейся за ней до XIX в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (так называемых увражей).        В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в XVI в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце XVII в.

И использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В XVIII в. Видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. И И. Ф. Зубовы. К резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В XIX в. В петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале XIX в. Особым видом была "очерковая" (контурно-линейная) резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, резцовые гравюры итальянского мастера Т. Пироли по рисункам Дж. Флаксмена). В России совершенства в этом виде достиг Ф.

П. Толстой. С развитием фотомеханичских способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение. Со второй половины XIX в. Она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. П. Разновидности резцовой гравюры на стали (первая половина XIX в.), органическом стекле или пластмассе (XX в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в XX в. Выдвигается ряд крупных мастеров резцовой гравюры в её "чистом" виде (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Реза Аббаси

        Ризайе Аббаси (ум. В 1635), иранский миниатюрист. Основоположник исфаханской школы миниатюры. Первоначально работал в Казвине, затем возглавил придворную школу искусств в Исфахане. От произведений, ещё связанных с декоративно-лирическим стилем казвинской миниатюры XVI в., поэтически-умиротворённых, с плавными замкнутыми контурами фигур ("Девушка в меховой шапке", 1602/03, ГЭ), Реза Аббаси перешёл к созданию портретно-выразительных, характерных образов ("Портрет старика", 1614, МИНВ). В э..

Резерваж

        (франц. Reservage), вид гравюры на металле. Распространён со второй половины XIX в. Рисунок, нанесённый специальными чернилами на "доску", покрывают кислотоупорным грунтом. При обработке водой чернила разбухают и приподнимают лежащий над ними грунт, обнажая металл для последующего травления. Рисунок напоминает набросок пером или кистью. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Резьба

        один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. Путём вырезания. Резьба бывает. Объёмная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная. Употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведений миниатюрной пластики. Самостоятельной областью резьбы является глиптика. О резьбе см. Также в статьях Деревянная архитектура, Лаки..

Рей

        (в древности Рага), город в Иране, в 8 км к юго-востоку от Тегерана. Возник на месте энеолитического поселения. В X в. - один из крупнейших городов Ирана. Разрушен монголами в 1220. Раскопками (1934-36) открыты остатки построек парфянского, сасанидского и сельджукидского времени. Башенный мавзолей Тогрулбека (1139. Круглый в плане, с гофрированными стенами). Рей - средневековый центр производства художественной керамики, в том числе с сюжетной и орнаментальной росписью люстром. (Источник..

Дополнительный поиск Резцовая гравюра Резцовая гравюра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Резцовая гравюра" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Резцовая гравюра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа