Реставрация

97

        (от позднелат. Restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв.

На протяжении XIX в. Методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т.

П.) способствовали широкому распространению в середине - второй половине XIX в. Так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX - XX вв. В высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода. Консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность. Фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника.

Целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. Д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. П.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы.

Наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов.        Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений.

Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. Д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.).

Частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения. Если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.        В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений.

Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов - градостроителей (Н.

В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения - "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами. Архитекторами В. С. Баниге, П.

Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др. В области живописи - В. О. Кириковым, П. Д. И А. Д. Кориными, Е. И. И Н. И. Брягиными, В. Е. И Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др. В области скульптуры - М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др. В области графики - В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др. В области декоративно-прикладного искусства - Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др..

Значения в других словарях
Рескин Джон

        Раскин (Ruskin) (1819-1900), английский теоретик искусства, художественный критик, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839). В своих основных трудах ("Современные живописцы", 5 тт., 1843-60. "Семь светочей архитектуры", 1849. "Камни Венеции", 3 тт., 1851-53. "Политическая экономия искусства", 1857) Рескин выступил с романтической критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству, которое он понимал как синтез природы, красоты и нравственности. Взгляды Рескина, в том ч..

Рессу Камил

        (Ressu) (1880-1962), румынский живописец и график. Почетный председатель СХ СРР (с 1950). Учился в Школах изящных искусств в Бухаресте (1897-99) и Яссах (1899-1902), в Мюнхене и в академии Жюлиана в Париже (1902-07). Автор сатирических рисунков для газет и журналов (1910-20-е гг.), многофигурных композиций на темы жизни крестьян, отмеченных монументальностью, чёткостью рисунка и лепки объёмов, строгой цветовой гаммой ("Отдых косарей", 1925, Музей искусств СРР, Бухарест).. ..

Ретабло

        (исп. Retablo, от лат. Retro - за, позади и tabula - доска), 1) деревянный, алебастровый или мраморный заалтарный образ больших размеров в испанской и латиноамериканской церквах XV-XVIII вв. Украшался фигурной и орнаментальной скульптурой, иногда с включением живописных изображений. 2) В ряде латиноамериканских стран - вотивное (посвятительное) изображение, приносившееся в дар церкви по случаю избавления от какой-либо опасности, болезни и т. Д.. ..

Рефлекс

        (от лат. Reflexus - обращённый, повёрнутый назад, отражённый), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. Д.). Термин "рефлекс" применим как к самой натуре, так и к её изображению. Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи. (Источник. «Популярн..

Дополнительный поиск Реставрация Реставрация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Реставрация" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Реставрация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 11 символа