Рим (столица)

76

        Рума (Roma), столица Италии. Расположена на р. Тибр, в исторической области Лацио. Один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название "вечного города". В границах Рима находится Ватикан. По античному преданию, основан в 754/753 до н. Э. Получил название по имени одного из мифологических основателей города - Ромула. Античный Рим - столица Рима Древнего, крупнейший город древности. С 756 столица Папской области. Переживал наибольший культурный расцвет в эпохи Возрождения и барокко. Почти трехтысячелетняя история Рима сформировала его неповторимый архитектурный облик. В своеобразии Рима важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие величественных античных руин, парадных дворцов, храмов и архитектурных ансамблей различных эпох, многообразие площадей с фонтанами, монументами и декоративной скульптурой.

Границы центральной части современного города совпадают с древнеримской стеной Аврелиана (272, сохранилась частично), а многие улицы - с древнеримскими дорогами. Сложившись на холмах Капитолий и Палатин, древнеримский город распространился на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринап), низину до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на его правый берег (современный район Трастевере). Его общественными центрами являлись Капитолий и ансамбли Римского форума (с VI в. До н. Э. Включает храмы Кастора и Поллукса, с 484 до н. Э., Антонина и Фаустины, 141, базилику Максенция, или Константина, около 315, триумфальные арки Тита, 81, и Септимия Севера, 203) и императорских форумов. Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска.

С колонной Траяна). Важнейшие античные памятники вне форумов. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (I в. До н. Э.), Венеры и Ромы (135-307), Пантеон. Мавзолеи Цецилия Метелла, Еврисака (оба - середина I в. До н. Э.), Цестия ("пирамида Цестия". 12 до н. Э.), Адриана (135-140. В средние века превращён в замок Сант-Анджело). Театр Марцелла (44 до н. Э. - 13 н. Э.), Колизей. Термы Каракаллы (206-17) и Диоклетиана (ныне Национальный римский музей. 306). Триумфальная колонна Марка Аврелия (176-193), триумфальная арка Константина (315). Мост Адриана (Сант-Анджело. 136), акведук Клавдия (38-52 н. Э.) и др. Дорога Виа Аппиа (312 до н. Э.). На Палатине расположены руины дома Ливии (конец I в. До н. Э.), дворца Флавиев (I в.) и др.        В VI-IX вв.

Территория города сокращалась, античные памятники разрушались. Разобщёнными центрами средневекового Рима были Капитолий, где находилось городское управление, и резиденции епископа (а затем и римского папы) Латеран и Ватикан. Жилые средневековые кварталы были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христианских базилик и обжитых античных зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами. Среди раннехристианских памятников Рима. Катакомбы Сан-Себастьяно (крипта - I-II вв.), Домициллы (I-IV вв.), Калликста (II-III вв.). Базилики (перестраивались вплоть до XVIII в.) Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори ле Мура (330. Мозаика - VI в.), Санта-Мария Маджоре (третья четверть IV в.

Мозаика - V и XIII вв.), Санти-Джованни э Паоло (около 400. Фрески - XII в.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки VIII и XII вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140. На месте церкви IV в. Мозаика - П. Каваллини), Санта-Мария ин Арачели (перестройка 1250). Центрические церкви Санта-Костанца (IV в. Мозаика - IV-V вв.), Сан-Клементе (двухъярусная. Нижняя церковь - IV в.), Сан-Стефано Ротондо, Санта-Мария Антикуа (фрески - VI-VIII вв.) - обе VI в. Из немногочисленных готических построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва (с 1280. Фасад - 1453).        С начала XVI в. Рим украшался зданиями и ансамблями, призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Римма. Ренессансное строительство началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к площади Пьяцца Навона и Капитолию.

В Ватикане был возведён грандиозный собор св. Петра (1506-1614, архитекторы Д. Браманте, Микеланджело, Дж. Делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др.), купол которого стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима. Деловой центр ренессансного Рима находился в районе моста Сант-Анджело, где в 1540-х гг. Была намечена первая трехлучевая композиция улиц, расходящихся от площади Сан-Чельсо. Среди построек эпохи Возрождения. Палаццо Венеция (с 1452, очевидно, по планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (1485-1511, архитектор А. Бреньо, с 1499 - Браманте), Фарнезе (1513-34, архитектор А. Да Сангалло Младший, с 1546 - архитектор Микеланджело), Видони-Каффарелли (около 1515-20, архитектор Рафаэль). Виллы Фарнезина (1509-11, архитектор Б.

Перуцци. Фрески Рафаэля, Джулио Романо и др.), Мадама (с 1517, архитекторы Рафаэль, А. Да Сангалло Младший). Церкви Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е гг., архитектор Б. Понтелли. Во дворе - Темпьетто, 1502, архитектор Браманте), Санта-Мария делла Паче (1480-е гг., архитектор Понтелли. Двор - 1500-04, архитектор Браманте. Фасад - 1656, архитектор Пьетро да Кортона), Санта-Мария дель Анима (начало XVI в., архитекторы Дж. Да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи (1509, проект Рафаэля). Со второй четверти XVI в. В некоторых зданиях появились черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, 1536, архитектор Перуцци. Вилла Джулия, ныне музей, 1550-55, архитекторы Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари). Приёмы, предвосхищающие градостроительство XVII-XVIII вв., характерны для созданного Микеланджело близ Римского форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом (с 1546.

Включает перестроенные Микеланджело Палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия, бронза). При Сиксте V (1585-90) проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы город в единую систему. К важнейшим ансамблям барокко относятся Пьяцца дель Пополо (XVI-XVII вв. Завершена в 1816-20, архитектор Дж. Валадье) с древнеегипетским обелиском в точке схода трехлучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро. 1657-63, архитектор Л. Бернини), Пьяцца Навона (XVII в.), Пьяцца ди Спанья (площадь Испании. Лестница - 1725, архитекторы А. Спекки и Ф. Де Санктис). Среди памятников барочного зодчества.

Палаццо Квиринале (с 1574, архитекторы Ф. Понцио, Мадерна, Бернини и др.), Латерано (1586-90, архитектор Д. Фонтана), Боргезе (1590-1615, архитекторы М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (1625-63, архитекторы Мадерна, Ф. Борромини, Бернини), Фальконьери (1639-41, архитектор Борромини), Дориа-Памфили (ныне картинная галерея. XVII-XVIII вв., архитекторы А. Дель Гранде и др.). Виллы Боргезе (ныне музей. Начало XVII в.) и др. Церкви Иль Джезу (1568-84, архитектор Виньола. Фасад -1575, архитектор Дж. Делла Порта), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88. Фасад - 1589, архитектор Дж. Делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, архитекторы Оливьери, Мадерна, К. Райнальди), Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-67) и Сант-Иво алла Сапиенца (1642-60.

Обе - архитектор Борромини), Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58, архитектор Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространственные акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Рима (во многом определившей и облик центра современного города) зрелищную увлекательность.        С превращением в 1871 Рима в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным. Застраивались преимущественно доходными домами район Прати у Ватикана, восточный и юго-восточный районы. Большинство римских вилл оказалось включённым в черту города, а многие из их парков стали общественными.

В соответствии с генеральным планом 1873 были проложены новые артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виа Национале), строились многочисленные здания и ансамбли помпезно-эклектического характера (памятник Виктору Эммануилу II, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, скульпторы А. Дзанелли и Э. Кьярадия). Общественный центр Рима переместился на Пьяцца Колонна.        В 30-х гг. Была предпринята попытка вернуть Риму "имперское величие". Сооружён комплекс несостоявшейся Всемирной выставки (район Всемирной выставки, ЭУР, с 1937, архитекторы М. Пьячентини и др.), проложены новые магистрали (Виа деи Фори Империали, Виа ди Кончилиационе), в связи с чем сносились ценные исторические кварталы (район Борго). Постройки 30-х гг. Решены в стиле неоклассицизма (спорткомплекс Форо Италико, 1928-34, архитекторы М.

Пьячентини, Дж. Пагано и др.). После второй мировой войны 1939-45 территория города быстро разрастается во всех направлениях. Построенная к Олимпийским играм 1960 магистраль Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с районом ЭУР, а также восточный и южный отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в 2 уровнях частично облегчили решения транспортных проблем. Районы старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии. Здесь возводятся лишь отдельные сооружения, нередко органически связанные с историческим окружением (вокзал Термини, 1938-50, архитекторы Ф. Маццони, Э. Монтуори и др. Посольство Великобритании, 1970, архитектор Б. Спенс). Выделяются постройки архитектора и инженера П.

Л. Нерви. Дворец спорта (1958-60, совместно с архитектором М. Пьячентини), Олимпийский городок (окончен в 1960) с Палаццетто (Малый дворец спорта. 1957, совместно с архитектором А. Вителлоцци) и стадионом Фламинио (1959, совместно с инженером А. Нерви). Новое строительство развивается главным образом на периферии. Район ЭУР превратился в 60-70-х гг. В крупный деловой центр Рима, растущий далее на юго-запад. Многие жилые районы Рима плохо связаны с центром и основными местами приложения труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по генеральному плану 1964) "оси обслуживания", то есть системы касательных к городу магистралей, соединяющих с ЭУР 2 новых общественных центра, намеченных в районах Ченточелла и Пьетралата.

Музеи. Ватиканские музеи (см. Ватикан), Капитолийские музеи, Латеранские музеи, Национальный римский музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Музей и галерея Боргезе, Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народных искусств и традиций, Национальный кабинет гравюр, Галерея Дориа-Памфили, Галерея Колонна, Галерея Паллавиччини и др.Литература. Н. П. Врунов, Рим. Архитектура эпохи барокко, М., (1937). Insolera I., Roma moderna, Un secolo di storia urbanistica, Torino, 1962. (Villavecchia R.), Rome, Gen., 1963 (The Nagel travel guide series). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Рильский монастырь

        архитектурный комплекс в Болгарии, в горах Рила, в 120 км к югу от Софии. Основан в X в. Разрушен во время турецкого нашествия (XIV в.). Восстановлен в XIX в. В период Болгарского возрождения крупный центр болгарской культуры и просвещения. Мощные каменные стены с башнями и деревянной галереей включают жилые помещения и образуют неправильный пятиугольник с обширным внутренним двором (северная, западная и восточная стороны - 1816-19, архитектор Алекси Рилец). Интерьеры Рильского монастыря..

Рим

        Древний (лат. Roma), древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754/753 до н. Э. И к середине III в. До н. Э. Подчинивший себе Апеннинский полуостров. В дальнейшем - крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие. Районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина,..

Рименшнейдер Тильман

        (Riemenschneider) (около 1460 - 1531), немецкий скульптор эпохи Возрождения. Работал в Вюрцбурге (с 1483). В 1525 за связь с восставшими крестьянами был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. Произведения Рименшнейдера (статуи Адама и Евы, камень, 1491-93, Майнцско-Франконский музей, Вюрцбург. Алтарь "Святой крови", дерево, 1501-04, Якобскирхе, Ротенбург) сохраняют динамику форм и изломанность линий, характерную для поздней готики. Однако Рименшнейдер одним из первых отказался от традицион..

Римша Пятрас Симано

        (1881-1961), советский скульптор. Народный художник Литовской ССР (1951). Учился в Школе изящных искусств в Париже (1903-04), в АХ в Кракове (1904-05) и в школе ОПХ в Петербурге (1909-11). Ранние произведения Римши проникнуты социально-критическими настроениями ("Пахарь", гипс, 1907, Художественный музей Литовской ССР, Вильнюс). В 1910-20-х гг. Испытал влияние стиля "модерн" и литовской народной резьбы. С 20-х гг. Создавал преимущественно портретные барельефы и медали, в которых ювелирна..

Дополнительный поиск Рим (столица) Рим (столица)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рим (столица)" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рим (столица), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 13 символа