Саки

160

        обобщающее название ираноязычных кочевых племён, населявших в VII-II вв. До н. Э. Среднюю Азию, Южный и Юго-Восточный Казахстан, родственных скифам Северного Причерноморья. Искусство саков представляет одно из ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля". В культурном отношении отчётливо выделяются три самостоятельные области расселения саков - Приаралье, Семиречье (Юго-Восточный Казахстан) и Восточный Памир (главным образом территория Горно-Бадахшанской АО). Могильники саков в Приаралье представляют собой прямоугольные ямы с деревянно-камышовым перекрытием. Невысокая надмогильная насыпь иногда достигает 30 м в диаметре. Поздние могильники (V-IV вв. До н. Э.) имеют деревянную столбовую камеру с коридором-дромосом, близкую к встречающимся у скифов и сарматов.

В Семиречье могильники отражают общественную дифференциацию. Наряду с рядовыми могилами здесь встречаются "царские курганы" диаметром до 100 м, высотой до 17 м. Под каменно-щебневой насыпью находятся усыпальницы из отёсанных брёвен, состоящие из дромоса, вестибюля и квадратной камеры. Курганы окружены кольцами камней-менгиров. Аналогичные погребальные сооружения распространены на Алтае и Восточном Памире. Основной часть памятников декоративно-прикладного искусства саков происходит из могильников Приаралья (Тагискен, Уйгарак) и Семиречья. Здесь обнаружены кинжалы-секиры, короткие мечи-акинаки и детали одежды (пряжки, декоративные бляшки) с объёмными или уплощенными ажурными изображениями зверей и птиц, отлитыми из бронзы и золота.

Популярны фигуры коней, горных козлов, кабанов и верблюдов. Зверь изображается стоящим, лежащим или свернувшимся в кольцо. Свежесть и достоверность наивного реализма сочетается со специфическими приёмами стилизации. Объёмы округлены и укрупнены, мускулатура обозначена врезанными линиями, особенно крупными изображены голова и ноги животного. Наряду с целыми фигурами зверей встречаются и изображения отдельных их частей. Часто на пряжках воспроизведены 2 головы животного (коня, барана, хищной птицы), повёрнутые друг к другу и соединённые перемычками. Наряду с относительно более близкими к натуре распространены и схематичные образы, в которых отдельные части тела животного (рога, копыта, зубы, глаза) передаются с помощью врезанных параллельных линий, треугольников, кружков и т.

Д. Подобные приёмы стилизации свойственны также сарматам и древним алтайцам. В Семиречье встречаются бляхи с изображением коней-грифонов, зверей и хищников, как бы бегущих по кругу, бронзовые акинаки с фигурками коней на рукояти, жертвенные столы и светильники, украшенные скульптурным изображением процессий животных ("Семиреченский алтарь" с 40 фигурками крылатых львов, вторая половина 1-го тысячелетия до н. Э., ГЭ), бронзовые котлы с фигурными ножками в виде отдельных частей животных. Изображения животных из Семиречья, восходящие к переднеазиатским образцам, стилистически родственны как изделиям в "зверином стиле" в Приаралье, так отчасти и бронзовым предметам из районов Синьцзяна.        Своеобразное отражение "звериный стиль" саков нашёл в искусстве Бактрии, а также в Центральном и Восточном Казахстане (находки из Тасмолинских курганов, VII-III вв.

До н. Э., Павлодарская область, Чиликтинских курганов, VI в. До н. Э., Семипалатинская область, и др.). Возможно, из этих или близких к ним районов происходят и многие изделия в "зверином стиле", входящие в состав знаменитой Сибирской коллекции Петра I (ГЭ).        Около середины III в. До н. Э. Часть племён саков вторглась в Парфию, во многом способствовав образованию Парфянского царства. В конце II - первой половине I вв. Н. Э. Саки проникли в Северную Индию. На территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии саки в первые века н. Э. Были, очевидно, ассимилированы местными народами..

Значения в других словарях
Садыков Тургунбай Садыкович

        (р. 1935), советский скульптор. Народный художник Киргизской ССР (1978). Председатель правления СХ Киргизской ССР (с 1968). Окончил Фрунзенское художественное училище (1959), Высшие курсы при МВХПУ (1964. Учился у Конёнкова С. Т. И Е. Ф. Белашовой). Автор многофигурного скульптурного монумента "Борцам революции" (бронза, открыт в г. Фрунзе в 1978, архитектор Г. П. Кутателадзе. Ленинская премия, 1980), а также ряда станковых работ, представляющих галерею народных образов и знатных людей К..

Сайда

        (до XVI в. - Сидон), город-порт на западе Ливана. Основан, вероятно, в 4-м тысячелетии до н. Э. В древности - один из главных городов Финикии. Остатки портовых сооружений римского времени. На острове, соединённом дамбой с городом, - морской замок крестоносцев (XIII в., восстановлен в XVII-XVIII вв. На месте финикийского храма Мелькарта). Руины замка св. Людовика (XII в. На месте древнего акрополя), Большая мечеть (перестроена из христианской церкви XIII в.), хан (караван-сарай) Фаранджи ..

Саккара

        селение в Нижнем Египте, близ которого находится один из некрополей Мемфиса. Остатки больших погребальных комплексов царей I-VI династий, многочисленные гробницы 3-го тысячелетия до н. Э. Ступенчатая пирамида фараона Джосера высотой около 60 м (XXVIII в. До н. Э., архитектор Имхотеп) и остатки окружавших её сооружений.. ..

Саксонский фарфор

        изделия Майсенского фарфорового завода в ГДР. См. Майсенский фарфор. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Саки Саки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саки" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа