Салонное искусство

167

        нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной много- значительности произведения изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин "салонное искусство" получил распространение со второй половины XIX в. И первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей. Вбирая различные оттенки смысла (внешняя развлекательность, поверхностная манерная эффектность исполнения, принимаемая за художественность и изысканность, светская броскость и легковесность. Артистический кружок буржуа-мецената, преимущественно дилетанта.

Художественное начинание, преследующее прежде всего коммерческие цели, и т. Д.), которые со временем (главным образом с последней трети XIX в.) получали всё более негативную окраску, термин "салонное искусство" стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, её зависимость от модных поветрий и подражаний.        Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и "возвышенное", салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной "достоверностью" воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки "хорошего тона" в искусстве.

Вместе с тем салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю. Оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее суррогаты искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью "массовой культуры" XX в.        Непременные признаки салонного искусства - эклектизм творческого метода и формальных средств, тяготение к "интригующим" эффектам, стилистическое непостоянство исполнителей при их профессиональной мастеровитости - выводят это явление за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления.

Родившись на почве академизма XIX в. (сочетавшего упадочные тенденции позднего классицизма и позднего романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на утончённость версию любого из последующих направлений изобразительного искусства. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Салон

        название периодических, первоначально официальных выставок современного искусства во Франции. Устраивались в Париже с XVII в. С 1699 размещались в Луаре, сначала в Большой галерее, а в 1737-1848 в так называемом Квадратном салоне, от которого и происходит название "салон". Затем устраивались в Большом дворце Елисейских полей. Жюри салона начиная с эпохи империи Наполеона I (1804-15), как правило, поддерживало рутинное академическое искусство, часто рассчитанное на обывательские вкусы (см..

Салоники

        Фессалоники (Thessalonike), город и порт в Греции, на берегу Салоникского залива. Основан в 315 до н. Э. Царём Македонии Кассандром. В византийскую эпоху второй по значению город империи. В 1387 захвачен турками. В 1912-13 перешёл к Греции. Сохранились фрагменты древнеримского дворцового ансамбля (начало IV в.), памятники средневекового зодчества. Господствующие над городом крепость и замок, остатки византийских городских стен, многочисленные византийские церкви - св. Георгия (перестроен..

Сальвадор

        El Salvador), Республика Эль-Сальвадор, государство в Центральной Америке. Древние индейские культуры на территории Сальвадора связаны с цивилизациями Южной Мексики, Гватемалы и Гондураса ("стадионы" для ритуальной игры в мяч, каменные фигуры божеств и стелы с рельефами), а также с культурами Никарагуа и Коста-Рики (укрепления из глины и камня, жернова с головами животных, изделия из камня жадеита, разнообразная фигурная и расписная керамика). В колониальный период архитектура Сальвадора..

Саман

        (тюрк., буквально - солома), адоба, необожжённый кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины). С 5-4-го тысячелетия до н. Э. Широко распространён в безлесных районах. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Салонное искусство Салонное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Салонное искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Салонное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа