Сарматы

85

        общее название ираноязычных племён, обитавших с VII в. До н. Э. В степях Северного Причерноморья, на Северном Кавказе, в Поволжье и Южном Приуралье. Ранние племена сарматов - так называемые. Савроматы - кочевали между pp. Дон и Тобол. Позже, смешавшись с родственными племенами Зауралья, Казахстана и Средней Азии, они образовали ряд сильных военно-племенных союзов. В конце III-II вв. До н. Э. Сарматы завоевали значительную часть Скифии (см. Скифы), проникли в античные города Причерноморья Северного и в первые века н. Э. Достигли р. Дунай.        Судя по письменным источникам, сарматы жили в крытых войлоком повозках и, вероятно, в разборных юртах. В тех районах, где сарматы переходили к оседлости, они строили хижины из плетня, обмазанного глиной, и крытые соломой.

На городищах Нижнего Днепра и в античных городах-колониях они сооружали дома из необработанного и плохо пригнанного камня. Сарматы оставили яркие памятники декоративно-прикладного искусства, которые представляют одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля" и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшались изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполненными из золота, бронзы, кости, рога и камня (например, произведения из Блюменфельдского кургана в Поволжье, V в. До н. Э.). На глиняную посуду наносились геометрические мотивы, ручки кувшинов, туалетных алебастровых сосудов моделировались в форме животных.

Позже собственно сарматы достигли высокого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья Дона и Днепра). Наряду с изображениями в "зверином стиле" (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых гениев, грифонов, антропоморфных божеств, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства (см. Бактрия). Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу. В III в. До н. Э. Появляется и во II-IV вв. Н. Э. Достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль. Одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями.

Используются также зернь и филигрань (находки из богатых погребений в Волгоградской области, из курганов "Хохлач" и "Садовый" близ города Новочеркасск, I в. До н. Э. - II в. Н. Э.). Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. "полихромный стиль" сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе (см. Также Германцы древние, Норманны). Сохранившиеся на юге нашей страны группы сарматов в раннесредневековый период смешались с другими народами (в т. Ч. Славянскими и северно-кавказскими)..

Значения в других словарях
Саркофаг

        (греч. Sarkophбgos, буквально - пожиратель мяса. Первоначальное название породы известняка, который якобы уничтожал трупы), гроб, небольшая гробница у народов древности. В более широком смысле - любой архитектурно и художественно оформленный гроб. В истории искусства особенно примечательны древнеегипетские (первоначально воспроизводившие формы жилища, а с 3-го тысячелетия до н. Э. - облик умершего), этрусские (с фигурой умершего на крышке), эллинистические, древнеримские и раннесредневек..

Сарксян Ара Мигранович

        (1902-1969), советский скульптор. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1958). Окончил АХ в Вене (1924). Преподавал в Ереванском художественно-театральном институте (с 1945). Один из организаторов армянского филиала АХРР. Портреты ("Е. Чаренц", бронза, 1957, Картинная галерея Армении, Ереван) и памятники (С. М. Кирову в Кировакане, базальт, 1942. В. И. Ленину в городе Камо, бронза, 1959) отличаются яркостью психологических характеристик, строгим лаконизмом форм.. ..

Сарто Андреа дель

        (Sarto. Собственно д'Аньоло, d'Agnolo) (1486-1530), итальянский живописец эпохи Возрождения. Учился у Пьеро ди Козимо. Испытал влияние Леонардо да Винчи, Фра Бартоломмео, Микеланджело. Произведения Сарто отличаются ясностью и торжественностью композиции, построенной на равновесии сложных и крупных пространственно- ритмических форм. Поэтическая одухотворённость его произведений ("Мадонна с гарпиями", 1517, Уффици. "Мадонна с младенцем и святыми", 1519, ГЭ. "Портрет скульптора", Национальн..

Сарьян

Мартирос Сергеевич (1880, Нахичевань-на-Дону, ныне Ростов-на-Дону – 1972, Ереван), армянский живописец и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1904) у Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. С 1901 г. Регулярно совершал поездки в Армению. В 1904 г. Вместе со своими соучениками П. В. Кузнецовым, Н. Н. Сапуновым и др. Участвовал в выставке «Алая роза» (Саратов). Участник художественного объединения «Голубая роза». В 1910—13 гг. Путешествов..

Дополнительный поиск Сарматы Сарматы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сарматы" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сарматы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа