Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая республика

98

        Северная Осетия. В составе РСФСР. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Северной Осетии (северные склоны Большого Кавказа и примыкающие к нему равнины), восходят к концу 3-го тысячелетия до н. Э. Красноглиняные сосуды, родственные аналогичным предметам майкопской культуры (конец 3-го тысячелетия до н. Э.). Эпоха бронзы представлена курганами (иногда заключёнными в кольца валунов, образующих кромлехи), в которых найдены сосуды с оттисками шнура и штампованными узорами (зубчики, плетёнка, гирлянды), бронзовые украшения. Многочисленны памятники кобанской культуры XII-VIII вв. До н. Э. Черайоноглиняные сосуды с линейным геометрическим узором, бронз, топоры с гравированными изображениями, массивные булавки, пряжки, браслеты, привески в форме животных.

Широко представлено искусство аланов. Керамика, ювелирные изделия, фрагменты орнаментированных тканей из могильников у сёл Камунта и Кумбулта (VII-IX вв.), у станицы Змейская (XI-XII вв.) и др. Распространение христианства (с X в.) вызвало в XI-XII вв. Появление каменных храмов, обычно представлявших собой небольшие зальные однонефные сооружения, нередко украшенные резьбой (церкви Тли, Зруга, Регаха), с XIV в. Возводятся храмы из кирпича, чередующегося с рядами валунов (церковь на городище Верхний Джулат, село Эльхотово), а также дерева (Реком в селе Цей. Впоследствии языческое святилище). С проникновением монголо-татар в Верхнем Джулате построены кирпичные мечети, минареты (все - XIV в.). В горных районах в средние века из камня возводились оборонительные стены (в Касарском ущелье, VIII-IX вв.).

В XVI-XVIII вв. Развернулось строительство жилых, боевых и сторожевых башен, иногда образующих величеств, архитектурные ансамбли (например, в селе Лисри, XIV-XVIII вв.). Рядом с селениями обычно располагались некрополи (так называемый Город мёртвых у села Даргавское Ущелье р. Гизельдон) с многочисленными склепами различной конфигурации, а также намогильными стелами в виде каменных столбов с высеченными на них фигурами людей, животных, растительным и геометрическим орнаментом. В склепах обнаружены высокохудожественные образцы металло- пластики, ткачества, резьбы по дереву. С присоединением Северной Осетии к России (1774) и переселением (с начала XIX в.) осетин на равнину возникали главным образом вдоль берегов рек и больших дорог селения с планировкой усадебного типа.

В XVIII-XIX вв. В народном жилище Северной Осетии преобладали. В горах - двухэтажные, сложенные из грубо обработанного камня сакли с плоской земляной крышей, с отдельными выходами на открытый навес. На равнине - прямоугольные в плане саманные, позднее кирпичные дома с чердачной крышей, покрытой черепицей. В городской застройке конца XIX - начала XX вв. (в Моздоке, Владикавказе (Орджоникидзе)) преобладали здания в духе эклектизма и "модерна". В XVIII-XIX вв. Дальнейшее развитие получают древние виды народного искусства. Художественная обработка металла, резьба по дереву (на архитектурных деталях жилища, мебели, утвари) и камню, золотое шитьё (на одежде, предметах быта). Для орнаментики характерны растительные узоры, солярные (розетки, звёзды) и зооморфные (головы или рога барана, козла) мотивы.

В конце XIX в. Выступил первый осетинский живописец - К. Л. Хетагуров. Его жанровые композиции, портреты и пейзажи, отразившие жизнь горцев, близки русским художникам демократического направления.        В советское время начались в соответствии с генеральными планами реконструкция и развитие столицы Северной Осетии - Орджоникидзе. Особенно интенсивное строительство развернулось с 50-х гг. (архитекторы А. И. Бтемиров, Т. М. Бутаева, Б. М. Дзахоев). Комплексная застройка, сочетающаяся с озеленением территорий, возведением спортивных сооружений, предприятий сферы обслуживания и т. Д., ведётся также в Моздоке, Алагире, Беслане, Ардоне, Дигоре. Широко развернулось строительство санаториев, домов отдыха, туристских баз. В изобразительном искусстве с первых лет Совесткой власти активно работал М.

С. Туганов - автор историко- революционных и жанровых полотен, один из участников создания "Окон Тер-кав РОСТА". С конца 20-х - начала 30-х гг. Выступили график и живописец А. З. Хохов, живописец Н. Е. Кочетов, графики С. И. Кусов, Р. В. Хасиева, скульпторы С. М. Едзиев, С. Д. Тавасиев, братья Дзантиевы. В 50-70-е гг. Ряды осетинских художников пополнились новыми творческими кадрами - выпускниками художественных вузов страны. Развитие получают различные виды и жанры изобразительного искусства. В области тематической картины работают Б. Н. Калманов, Ю. А. Дзантиев, К. А. Хетагуров, Ш. Е. Бедоев, Э. А. Саккаев. Образ кавказской природы отражает в своих картинах П. М. Зарон. Произведения монументальной живописи создают У. X. Гассиев, Б. З. Фидаров и др. Развивается монументальная пластика (Б.

А. Тотиев, М. Н. Дзбоев), а также скульптурный портрет и пластика малых форм (Ч. У. Дзанагов, Н. А. Баллаева, Б. А. Шанаев, С. П. Санакоев), графика (А. В. Джанаев, З. П. Абоев, Ю. Г. Бигаев и др.), театрально-декорационное искусство (Ю. П. Фёдоров, Т. А. Гаглоев и др.). Декоративно-прикладное искусство (М. О. Царикаев, О. Г. Малтызова, В. Л. Кцоев, В. А. Салиев и др.) представлено традиционной художественной обработкой серебра, резьбой по дереву, а также ковроделием.        В 1936 создано Северо-Осетинское отделение СА РСФСР, в 1939 Союз советских художников Северо-Осетинская АССР (с 1968 - СХ Северо-Осетинской АССР)..

Значения в других словарях
Северное Возрождение

см. Возрождение Северное.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

Северные письма

        условный термин, принятый в истории древнерусского искусства для обозначения стилистически близких произведений иконописи, созданных живописцами русского Севера в XV-XVIII вв. Вначале северные письма развивались как наиболее демократическая ветвь новгородской школы. С XVI в., наряду с определенным влиянием московской школы живописи, формируются местные художественные традиции (в т. Ч. Обонежские, карельские, устюжские и другие "письма"). В XVII в. Демократические основы северных писем ук..

Северов Николай Павлович

        (1887-1957), советский архитектор. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (1915). Преподавал в тбилисской АХ (профессор в 1922-48). В 1918-48 работал в Тбилиси (в 1935-48 председатель СА Грузинской ССР), с 1948 - в Киеве. Работы. Здание ЦК компартии Грузии (1929-30). Кинотеатр имени Ш. Руставели (1939) - в Тбилиси. Дом отдыха Советского Министерства Грузинской ССР в Гаграх (1935). Автор ряда работ по истории архитектуры Грузии. (Источник. «Популярная художественная энциклопе..

Севильская школа

        одна из основных художественных школ Испании XV-XVII вв. Стремление к чувственно-достоверной передаче реальной действительности, сказавшееся уже в живописи севильской школы XV - начала XVI вв. (А. Фернандес и др.). Ярко проявилось в конце XVI - первой половине XVII вв. (Ф. Эррера Старший, X. Де Роэлас, Ф. Пачеко). Характерные черты севильской школы - глубокий демократизм образов, конкретность художественного языка - способствовали расцвету испанского реалистического искусства XVII в. С С..

Дополнительный поиск Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая республика Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 66 символа