Сирия

84

        Сирийская Арабская Республика, государство в Западной Азии, на западе омывается Средиземным морем. Художественная культура Древней Сирии (9-7-е тысячелетия до н. Э. - VI в. Н. Э.) развивалась как часть культурно-исторического комплекса, сложившегося на территории современного Ливана, Иордании, собственно Северной и Южной Турции на основе древнейших культур (палеолитической - Джабруда, Умм-Катафа. Неолитической и энеолитической - самаррская, халафская, эль-обейдская). Памятники искусства Сирии восходят к эпохе неолита. Наскальные изображения (Демир-Капу), каменные и глиняные антропоморфные статуэтки (9-е тысячелетие до н. Э. - Мурайбит. 8-7-е тысячелетие до н. Э. - Тель-Асвад. 5-4-е тысячелетие до н. Э. - Тель-Халаф, Угарит, Чагар-Базар), лепная расписная керамика.

Искусство 3-го тысячелетия до н. Э. Отмечено сильным влиянием культуры Двуречья (Мари). Высокое развитие древнесирийского искусства в первой половине 2-го тысячелетия до н. Э. Связано с расцветом городов-государств Мари, Угарита, Ямхада (см. Халеб) и др. Конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до н. Э. Характеризуется активным взаимодействием художественных культур Древней Сирии и хеттов (дворец-храм царя Капара в Тель-Халафе, начало 1-го тысячелетия до н. Э.). С IX в. До н. Э. Преобладает влияние искусства Ассирии (росписи из дворца в Тиль-Барсибе, Халебский музей). Для древнесирийского искусства 2-1-го тысячелетия до н. Э. Характерно также сложное переплетение древнеегипетских, эгейских и местных элементов. В конце IV в. До н. Э. - IV в.

Н. Э. В Сирии развивались своеобразные ветви эллинистического искусства, культур Рима Древнего и Парфии (Дура-Европос, Пальмира). Местные школы пластики сложились в Южной Сирии (в составе Набатейского царства) и Пальмире. О древнесирийской живописи дают представление сдержанные по колориту плоскостно-силуэтные фрески Дура-Европос (включают парфяно-иранские и греко-римские элементы, оказавшие влияние на византийскую живопись) и красочные, с мастерской передачей объёма мозаики Эс-Сувейды, Шахбы, Антиохии (ныне Антакья, Северная Турция), Хамы, сохранившие некоторые эллинистические черты. В IV-VI вв. На территории Сирии сложилась местная ранневизантийская художественная школа (монастырский комплекс Калъат-Семан, V в.

Мозаики Антиохии. Шахбы, Апамеи), В VII-VIII вв. Сирия, как центр халифата Омейядов, играла важную роль в становлении и развитии средневековой арабской культуры. В процессе освоения, переоценки и творческого развития древнего наследия здесь формируются религиозные и философские идеи и художественное мышление арабов, складываются каноны арабской поэзии, вырабатываются основные принципы культового (Омейядов мечеть в Дамаске) и гражданского (замки-резиденции Каср аль-Хейр аль-Гарби (западный), Каср аль-Хейр аш-Шарки (восточный), 728-729) зодчества, зарождается новая система орнамента - арабески, продолжают своё развитие питаемые домусульманскими традициями скульптура и живопись. В X - начале XVI вв. Искусство Сирии развивается в общем русле арабской художественной культуры, но отличается ярко выраженными особенностями, напрмиер, архитектурными типами комплексного 2-4-айванного медресе и маристана-больницы со скромной мечетью (маристан Нур-ад-дина в Дамаске) и усыпальницей (медресе ан-Нурия и Адилия в Дамаске), с ячеистым куполом и сталактитовым декором.

Рынка с разветвленной сетью крытых улиц (торговые комплексы Халеба), хана - караван-сарая, бани. Высокого технического и художественного уровня достигает строительство фортификационных сооружений (цитадели Дамаска и Халеба. Замки крестоносцев в северо-западной Сирии, Крак-де-Шевалье). В области пластических искусств особое развитие получают орнамент и каллиграфия. Изобразительное начало продолжает развиваться в светском искусстве. В миниатюре (расцвет в XII-XIII вв. Иллюстрации рукописей "Калила и Димна", 1200-20. "Макамы" аль-Харири, 1222), узорах на тканях, керамике (центры производства - Ракка, Русафа) с гравировкой или росписью, в т. Ч. Люстром. В изделиях из металла (XIII-XV вв., бронза с инкрустацией серебром.

Испытали воздействие мосульской школы Ирака) и стекла (сосуды, лампы с многоцветной росписью эмалями, близкой миниатюрам, XIII-XV вв., центры производства - Дамаск, Халеб). Широкое распространение получила резьба по дереву (минбары, михрабы, утварь). Развитие искусства Сирия в 1516-1918 (в составе Османской империи) во многом определялось вкусами турецкой метрополии (например, мечети с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами, полихромная керамика с крупным цветочным узором). Местные черты сохраняли отдельные архитектурные сооружения и некоторые виды декоративно-прикладного искусства. В 1920-43 архитектура Сирии (под колониальным управлением Франции) не поднималась над уровнем провинциального французского строительства.

В 30-40-е гг. В условиях подъёма национально-освободительного движения зарождаются современная архитектура и изобразительное искусство (первые сирийские художники восприняли традиции европейского реалистического искусства, французской академической школы и импрессионизма. Тауфик Тарик, Мишель Кирша, Махмуд Джалаль), получившие широкое развитие после завоевания независимости (1946). Сирийские архитекторы стремятся сочетать национальные формы с современными конструкциями. Художники Сирии обращаются к поискам национального своеобразия, которое одни находят в современной сирийской действительности, другие - в национальном художественном наследии. Проявляют острый интерес к социальным и политическим проблемам.

Развиваются многие традиционные виды народного творчества. Вышивка, плетение из цветной соломы, художественная обработка металла, дерева (инкрустация перламутром), керамика..

Значения в других словарях
Сион

        1) вид православной церковной утвари, предназначенной для хранения просфор (освящённого хлеба). Сионы изготовлялись обычно из серебра и повторяли в миниатюре архитектурные формы христианской церкви. 2) Название ряда грузинских средневековых церквей (например, Атенский сион). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Сирен Йохан

        (Siren) (1889-1961), финский архитектор. Лидер неоклассицизма конца 1920-30-х гг. С 1931 профессор Высшей технической школы в Хельсинки. Для построек Сирена характерны строгая симметрия, монолитность объёмно-пространственная композиции, упрощённая трактовка ордерных элементов (здание парламента в Хельсинки, 1927-31). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Сислей

(Sisley) Альфред (1839, Париж – 1899, Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло), французский живописец, пейзажист. Представитель импрессионизма. Родился в семье состоятельного коммерсанта, англичанина по происхождению. В возрасте 18 лет родители послали Сислея для изучения коммерции в Англию. Там будущий художник посещал музеи, изучая произведения своих великих соотечественников Дж. Тёрнера и Дж. Констебла, живопись которых навсегда осталась для него неподражаемым образцом. В Париже Сислей учился у Ш. Гле..

Сислей Альфред

        (Sisley) (1839-1899), французский живописец. Представитель импрессионизма. Англичанин по происхождению. Учился в Париже в мастерской Ш. Глейра (1860-63). Испытал влияние К. Коро. Писал преимущественно окрестности Парижа. Пейзажи Сислея, простые по мотивам, мягкие по освещению, исполнены тонкого лиризма и выдержаны в свежей и сдержанной изысканной гамме ("Маленькая площадь в Аржантёе", 1872, "Наводнение в Марли", 1876, - оба в Музее импрессионизма, Париж. "Мороз в Лувесьене", 1873. "Опушк..

Дополнительный поиск Сирия Сирия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сирия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сирия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа