Старов
Иван Егорович (1745, Санкт-Петербург – 1808, там же), русский архитектор, один из основоположников классицизма. Родился в семье дьякона. Учился в гимназии при Московском университете, в 1756 г. Был переведён в Петербургскую академию художеств, где учился у известных архитекторов А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота (1758—62). Для совершенствования мастерства был послан в Париж, где работал у Ш. Де Вайи. Побывал в Риме. В 1768 г. Вернулся в Санкт-Петербург и вскоре получил звание академика АХ. С 1772 г. – главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1784 г. Возглавил «Контору Её императорского Величества домов и садов».И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783—89 гг. Санкт-Петербург Вместе с М. Ф. Казаковым и В. И. Баженовым Старов открыл новую страницу в истории русской архитектуры.
Творчески переработав наследие античности, он создал свой стиль, оказавший влияние на многих русских мастеров последующего времени. Одно из самых прославленных его сооружений – Таврический дворец (дворец князя Г. Г. Потёмкина– Таврического) в Санкт-Петербурге (1783—89), ставший образцом для подражания. Анфиладу парадных покоев, в том числе зал, перекрытый в подражание древнеримскому Пантеону куполом, он расположил перпендикулярно главному фасаду, завершив её зимним садом. В саду было подобие античного нимфея, росли уникальные растения. Саду предшествовала огромная галерея. Интерьеры Старова отличают спокойная ясность, благородная простота и изящество архитектурных деталей. Свои композиции архитектор подчиняет строгой симметрии.
Архитектор создал ряд усадебных комплексов (усадьбы Демидовых – Тайцы и Сиверцы под Санкт-Петербургом, 1770-е гг., и др.). В использовании отдельных приёмов и деталей заметно увлечение мастера работами А. Палладио, знакомство с классицистической архитектурой Франции (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773—76). Старов много работал над планировкой городов (Воронежа, Пскова и др.). В Богородицке, имении графов Бобринских под Тулой (нач. 1770-х гг.), он умело связал планировку городка с усадьбой. Пять радиальных улиц композиционно сходятся по направлению к главному залу дворца. По проекту Старова построен один из самых значительных храмов Санкт-Петербурга – Троицкий собор Александро-Невской Лавры, возведённый над гробницей св.
Александра Невского (1776—90). Его отличают спокойные, классически ясные формы, простая, устойчивая композиция. Здание представляет в плане крест, на пересечении ветвей которого размещён большой купол на высоком барабане. Две колокольни обрамляют на западном фасаде портик дорического ордера с фронтоном. В строгом и торжественном интерьере применён более пышный коринфский ордер. Выразительная пластика архитектурных форм и лепного декора, их масштабность возрождали принципы архитектуры императорского Рима. Статуи и рельефы для интерьера создал Ф. И. Шубин. Старов создавал также эскизы мебели, паркета, светильников, стремясь придать интерьерам стилистическое единство. Он любил использовать в декоре помещений росписи плафонов и стен, скульптуру, шёлковые драпировки.(Источник.
«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).
Дополнительный поиск Старов
На нашем сайте Вы найдете значение "Старов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Старов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа