Стасов

64

1. Василий Петрович (1769, Москва – 1848, Санкт-Петербург), русский архитектор, представитель стиля ампир. Родился в бедной дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, в 1783 г. Обучался профессии архитектора в Московской управе благочиния. В 1802—08 гг. Совершенствовал мастерство во Франции, Англии и Италии. С 1811 г. – академик АХ. Был членом Комитета строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, руководил строительными работами при императорском дворе, участвовал в оформлении празднеств по случаю вступления на престол Александра I. В. П. Стасов. Корпус Лицея. 1811 г. Царское Село Строил в основном в Санкт-Петербурге и Царском Селе (ныне г. Пушкин). Для архитектурного почерка Стасова характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность.

В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи. Стасов – автор одной из крупнейших церквей Санкт-Петербурга – Свято-Троицкого собора Измайловского полка (1827—35). Архитектор обращается к излюбленному в эпоху классицизма центрическому типу церковного здания. В основу его плана положен греческий (равноконечный) крест, над каждой из четырёх ветвей которого возвышаются купола на высоких барабанах. Центральная часть сооружения увенчана огромным световым барабаном с куполом на деревянном каркасе.

Все четыре боковых купола чуть вытянуты кверху и увенчаны небольшими «фонарями». Они вздымаются ввысь, сообщая собору особенное величие. Стасов построил также Преображенский собор (1827—29), окончил интерьер собора Смольного монастыря (оба – в Санкт-Петербурге). Архитектор возвёл ряд общественных и административных зданий. Казармы Павловского полка (1817—20), вошедшие в ансамбль Марсова поля, Конюшенное ведомство (1817—23), Ямской рынок (1817—19) в Санкт-Петербурге, Провиантские склады (1821—35) в Москве. В Царском Селе Стасов построил Большую оранжерею, манеж. Восстановил и заново отделал после пожара покои Екатерининского дворца, а северный корпус переделал под Лицей. После пожара 1837 г. Архитектор вёл работы в Зимнем дворце.

Яркий представитель стиля ампир, Стасов построил несколько триумфальных ворот. Нарвские (1827—39), Московские (1834—38) в Санкт-Петербурге, ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе. Он также является автором образцовых (типовых) проектов домов и различных хозяйственных построек для русской провинции. В поздний период творчества Стасов пробовал работать в неорусском стиле. 2. Владимир Васильевич (1824, Санкт-Петербург – 1906, там же), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почётный член АН (1900). Сын архитектора В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности в Сенате, в министерстве юстиции, но вскоре всецело посвятил себя искусству.

С 1872 г. Заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). С 1847 г. Начал выступать в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. И. Е. Репин. «Портрет В. В. Стасова». 1883 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург Стасов поражал современников разносторонностью интересов. Писал статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские работы по археологии, истории, филологии, фольклористики и др. В своей критической деятельности Стасов придерживался принципов эстетики русских революционных демократов – В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, отстаивал реализм и народность в искусстве.

Критическое перо Стасова было направлено против далёкого от жизни академического искусства. Он был связан дружескими отношениями со многими демократически настроенными художниками, музыкантами, писателями своего времени, был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок официальной критики. Был идеологом и активным пропагандистом искусства передвижников, повлиял на формирование эстетических и творческих принципов композиторов «Могучей кучки». Труды Стасова принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Старцевы

        русские архитекторы второй половины XVII в. Дмитрий Михайлович Старцев (годы рождения и смерти неизвестны). Строил (с 1671) Гостиный двор в Архангельске (1668-84), участвовал в надстройке Троицких ворот Кремля Московского (после 1684). Осип Дмитриевич Старцев (год рождения неизвестен - умер после 1714). Сын и ученик Д. М. Старцева. В постройках широко применял характерные для русской архитектуры второй половины XVII в. Цветные изразцы и резные белокаменные детали. Перестраивал в Москве ц..

Старые годы

        ежемесячник для любителей искусства и старины, искусствоведческий журнал. Издавался в Петербурге в 1907-16. Редакторы В. А. Верещагин, П. П. Вейнер (с 1908). Статьи и публикации произведений искусства посвящены преимущественно малоизученным в то время проблемам истории русского искусства XVIII-XIX вв. В целом характер издания определялся эстетскими и ретроспективистскими взглядами редакции и авторов (А. Н. Бенуа, В. А. Верещагина, Н. Н. Врангеля, Н. К. Рёриха, С. Н. Тройницкого и др.). (..

Стасов Василий Петрович

        (1769-1848), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. В 1783-94 помощник архитектора в Московской управе благочиния. К концу 90-х гг. Работал самостоятельно. В 1802-08 изучал архитектуру во Франции и Италии. С 1808 работал в Петербурге. С 1816 - один из основных членов "Комитета для строений и гидравлических работ" в Петербурге. С 1817 ведал строительством при императорском дворе. В 1810-х гг. Выполнил свыше 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строен..

Стасов Владимир Васильевич

        (1824-1906), русский художественный и музыкальный критик, историк искусства. Почетный член Российской АН (1900). Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры XIX в. Сын В. П. Стасова. Окончив (в 1843) петербургское Училище правоведения, Стасов вскоре всецело обратился к художественно-критической деятельности, с 1847 систематически выступая в печати со статьями по литературе, изобразительному искусству, музыке. С 1872 заведовал художественным отделом петербургской Публично..

Дополнительный поиск Стасов Стасов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стасов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стасов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа