Сюрреализм

100

        (франц. Surrealisme, буквально - сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг. "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журнал "Сюрреалистическая революция" (1924-29), первая выставка сюрреалистов в Париже (1925). Среди приверженцев сюрреализма кроме писателей Л. Арагона, П. Элюара, Р. Десноса, А. Арто и др., были живописцы М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массон, Ж. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит. Некоторое время к сюрреализму были близки П. Клее и П. Пикассо. Опиравшийся на интуитивизм А. Бергсона и особенно на теорию психоанализа З. Фрейда, подготовленный в изобразительном искусстве дадаизмом и метафизической живописью Дж.

Де Кирико и др., сюрреализм продолжал анархическое бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазное цивилизации, претендуя на радикальное изменение "косного" индивидуального мышления путём раскрепощения подсознательных процессов человеческой психики, её очищения в высвобождении из-под власти подавленных эротических, садистических и других невротических комплексов. Сюрреализм проповедовал крайний иррационализм художественного творчества - призывал художника довериться стихии младенческого бездумия, болезненного бреда, сокровенных грёз, интуитивных "озарений", будто бы открывающих личности тайны собственно внутреннего мира и Вселенной. В изобразительном искусстве основными приёмами сюрреализма были имитация черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленение конкретных объектов из естественных для них среды, их "эстетизация" с помощью отстранения от реальной функции или парадоксального сопряжения с иными объектами (коллажи, фотомонтажи, композиции из деталей механизмов, предметов утвари и т.

П.), натуралистически осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдалённо и смутно ассоциирующихся с материальным миром, либо в патологически отталкивающей и вместе с тем дразняще завораживающей форме соединяющих абсолютно реальные, но органически несовместимые природные элементы. В 30-х гг. С сюрреализмом порвало большинство серьёзных и революционно настроенных деятелей культуры. Однако именно в 30-х гг. Сюрреализм получил широкое распространение в изобразительном искусстве. Устраивались многочисленные выставки, в орбиту сюрреализма втягивались новые силы (бельгиец П. Дельво, румын В. Браунер, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.). С начала 40-х гг. Центр сюрреализма переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и некоторые др.).

В конце 50-х - начале 60-х гг. Сюрреализм проявился также в ряде европейских стран..

Значения в других словарях
Сюзане

        сузани, в Таджикистане и Узбекистане настенный ковёр (от 3 м х 2 м до 5 м х 4 м), вышитый шёлком или мулине швами "кандахиел" (вид глади), "басма" (гладь в прикреп), "юрма" (тамбурный) по хлопчатобумажной ткани ("карбос", "мата", сатин), шёлку или бархату, на подкладке, обшитый тесьмой или чёрной тканью. Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами (часто символич..

Сюй Бейхун

        Жю Пэон (1895-1953), китайский живописец и график. Учился в Шанхае у своего отца Сюй Дачжана и в Париже (1919) у П. А. Ж. Даньян-Бувре. Один из создателей нового направления в китайском искусстве XX в., объединяющего национальные художественные традиции с достижениями европейской реалистической живописи. Произведения, посвященных природе ("Отдыхающая лошадь", 1930, бумага, тушь, МИНВ), быту и истории народа ("С думой о поле брани", 1935, там же), проникнуты поэзией, нередко героическим п..

Сяраку

        японский график и актёр. См. Тёсюсай Сяраку. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Табернакль

        (от лат. Tabernaculum - шатёр), 1) в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями. 2) В готических храмах также башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Сюрреализм Сюрреализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюрреализм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюрреализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа