Тициан

80

        (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, раскрытием глубоких драматических конфликтов времени.        Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.

("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго. Так называемая "Цыганская мадонна", Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после изучения Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его спокойные и радостные образы отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветлённостью. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим. "Флора", около 1515, Уффици. "Динарий кесаря", 1518, Картинная галерея, Дрезден). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон.

"Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр).        Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 30-е гг.) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо. "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон. "Положение во гроб", 20-е гг., Лувр). В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями ("Введение во храм", 1534-38, Галерея Академии, Венеция.

"Венера Урбинская", 1538, Уффици).        Конец 30-х - 40-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров. Уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. Д. Наряду с одиночными ("Ипполито Медичи", 1532-33, так называемая "Ла Белла", около 1536, "Пьетро Аретино", 1545, - все в Галерее Палатина, Флоренция. "Карл V", 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей ("Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе", 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

В поздний период Тициан достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан противостоял нарастающей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде его поздних произведений, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений ("Даная", около 1554, Прадо, ГЭ. "Венера и Адонис", 1554, Прадо.

"Венера перед зеркалом", 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни ("Положение во гроб", 1559, Прадо. "Кающаяся Мария Магдалина", 60-е гг., и "Св. Себастьян" - оба в ГЭ. "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов. Манера письма Тициана становится исключит, свободной.

Композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на холст не только кистью, но и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Свободная манера письма Тициана оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой..

Значения в других словарях
Тиринф

        (Tiryns), древнегреческий город в Арголиде (Пелопоннес). Один из центров микенской культуры. Развивался с 3-го тысячелетия до н. Э., достиг расцвета в XVI-XIII вв. До н. Э. Разрушен около 470 до н. Э. Раскопками (с 1884, археолог Г. Шлиман и др.) обнаружены. Памятники акрополя (круглая постройка, 3-е тысячелетие до н. Э. "циклопические" стены, XIV-XIII вв. До н. Э. Дворец XIII в. До н. Э. С двумя залами-мегаронами, остатками фресок, храмом Геры, VII в. До н. Э., парадным входом-пропилеям..

Тиснение

        техника художественного обработки кожи, листового металла, бархата и некоторых других материалов (картона и т. Д.) для получения на их поверхности рельефных изображений путём выдавливания. Тиснение металла производилось обычно посредством наколачивания через мягкую прокладку (кожа, свинец) листиков металла на металлическую или каменную матрицу с рельефным рисунком. Этот способ, известный ещё в искусстве Древнего Египта и других стран древнего мира, использовался при массовом изготовлении..

Тишбейн

        (Tischbein), семья немецких художников, работавших в XVIII-XIX вв. Иоганн Фридрих Август Тишбейн (1750-1812), живописец. Портретист. Представители классицизма. Работал во многих городах Германии, во Франции, в Голландии, Италии, России. Строгие по композиции произведения Тишбейна отличаются (под влиянием сентиментализма) интимностью образов и мягкостью цветовой гаммы (автопортрет, 1782, Рейксмюсеум, Амстердам). Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751-1829), прозванный за дружбу с И. В. Гёт..

Ткани

        ткацкие изделия (выполненные на ручном или механических станках), отличающиеся художественностью орнамен- тации, красотой расцветки, высоким мастерством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства. Орнаментация тканей, строящаяся обычно по принципу ритмических повторов мотива (раппорта), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Ковёр, Набойка), а также вышивкой. Все три способа орнаментации применялись с глубокой древности и были и..

Дополнительный поиск Тициан Тициан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тициан" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тициан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа