Фреска

107

        (от итал. Fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика). Иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т.

П.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна. Употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. Д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).        Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н.

Э.). Большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. В Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы.

Верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. К фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).        В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др..

Значения в других словарях
Франкфурт-на-Майне

        (Frankfurt am Main), город в ФРГ, в земле Гессен, на реке Майн. Впервые упоминается в 794. Старый город с многочисленными памятниками средневекового зодчества сильно разрушен в 1943-45 во время Второй мировой войны. В 50-60-х гг. Возведены новые жилые кварталы, высотные здания, проложены широкие проспекты. Среди реставрированных памятников архитектуры романский замок-пфальц Зальхоф (XII в.), готический собор (около 1250-XVI в.), ратуша из семи отдельных зданий (так называемый Рёмер. XV-X..

Франция

        (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38-33-го тысячелетия до н. Э.) на территории Юго-Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон-де-Гом, Тюк д'Одубер) были созданы замечательные памятники первобытного искусства. Вырезанные из камня и кости схематичные изображения женщины-матери, поражающие своей жизненностью и выразительностью живописные и скульптурные изображения животных. В Северо-Западной Франции в конце неолита и начале брон..

Фридлендер Макс

        (Friedlдnder) (1867-1958), немецкий историк искусства. Наряду с Б. Беренсоном крупнейший представитель знаточества Основные труды Фридлендера посвящены немецкому и нидерландскому искусству XV-XVI вв.Сочинения. Der Kunstkenner, В., 1919 (в русском переводе - Знаток искусства, М., 1923). Die altniederlдndische Malerei, Bd 1-14, В., 1924-37. Von Kunst und Kennerschaft, Oxf. - Z., 1946. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энц..

Фридрих

(friedrich) Каспар Давид (1774, Грайфсвальд, Померания – 1840, Дрезден), немецкий живописец. Представитель романтизма. Учился в Академии художеств в Копенгагене у Н. А. Абильгора. В 1798 г. Переселился в Дрезден. В 1801 г. Сблизился с кружком поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис, Г. Клейст). С 1810 г. – член берлинской и дрезденской академий, с 1824 г. – профессор Академии художеств Дрездена.К. Д. Фридрих. «На паруснике». Между 1818 и 1820 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  К. Д. Фридри..

Дополнительный поиск Фреска Фреска

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фреска" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фреска, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа