Художественное конструирование

142

        творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Цели художественного конструирования. Достигаются путём приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) - неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком. Оно осуществляется художником-конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и других наук.

Для художественного конструирования характерно моделирование объекта (в соответственном масштабе и нередко в натуральную величину) на всех этапах его разработки, что позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и других решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования. Постоянно модифицируясь в ходе работы, она становится эталоном опытного образца изделия.        Предпосылки для становления художественного конструирования зародились ещё в эпоху перехода от ручного к машинному производству, когда прогрессивность заложенной в новом изделии инженерной мысли стала противоречить его эстетической неполноценности.

Утрата многими утилитар- ными предметами присущего им в прошлом художественного значения вызвала в XIX в. К жизни романтические проекты возрождения средневековых ремесленных традиций (в Великобритании - Дж. Рескин, У. Моррис. В России - создатели центров художественного ремесла в Абрамцеве и Талашкине, и др.), социальная утопичность которых вскоре стала очевидной. Основы художественного конструирования были заложены в трудах Г. Земпера, а в XX в. - в теориях и практике П. Беренса, В. Гропиуса, Г Мутезиуса (Германия), Х. К. Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), Э. Сааринена (Финляндия), представителей русской инженерной школы И. И. Рерберга, В. Г. Шухова, в деятельности немецкого Веркбунда и "Баухауза". В 30-40-х гг., прежде всего в США, художественное конструирование получило развитие в форме так называемого коммерческого дизайна, который используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы.

В 50-60-х гг. Очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. В ряде стран, где художественное конструирование заняло значительное место в современной художественной культуре (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия, Япония и др.), возникают национальные советы по дизайну, дизайн-центры, профессиональные ассоциации дизайнеров, объединившиеся в 1957 в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).        В условиях социализма художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего возрастающим материальным и духовным потребностям трудящихся. Важнейшей вехой на пути к современного художественного конструирования в СССР стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства.

В 30-х гг. Элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. Специализированные организации появились в послевоенные годы, первоначально в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением (например, в 1946 - Архитектурно- художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР). Развитие советского художественного конструирования интенсифицировалось в 60-70-х гг. В 1962 были созданы Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, затем - большое число художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, мастерские художественного конструирования в системе СХ СССР.

С 1964 издаётся журнал "Техническая эстетика", освещающий проблемы теории, практики и методики художественного конструирования. С 1965 ВНИИТЭ - член ИКСИД.        Одна из основных тенденций развития художественного конструирования в социалистических странах - расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов, переход от частных разработок к комплексным программам, способствующим повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и отраслей промышленности.Литература. Основы методики художественного конструирования, М., 1970. А. Л. Дижур, Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971. Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. С англ., М., 1971. Ю. Б. Соловьев, Художественное конструирование в США, "США", 1972, Й 8.

И. Ф. Селезнев, Дизайн. Проблемы материально- художественной культуры, Минск, 1978. Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969. Jones J. Ch., Design methods. Seeds of human futures, N. Y., 1981. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Художественная промышленность

        изготовление индустриальными методами декоративно- прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, металлические, в том числе ювелирные, изделия и т. Д.). Художественная промышленность является частью промышленности, выпускающей предметы широкого потребления - ткани, стеклянную, фарфоровую, металлическую посуду и т. П. Однако изделия художественной..

Художественно-исторический музей в Вене

См. Музей истории искусств в Вене. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Художественный музей Белорусской ССР

        в Минске. Основан в 1939 (до 1957 - Картинная галерея БССР). Собрание белорусского искусства XVI-XVIII вв. (в том числе иконы, деревянная скульптура), белорусской и русской живописи, скульптуры, графики XIX-XX вв., произведений белорусских советских художников (З. И. Азгура, А. О. Бембеля, А. М. Бразера, Ю. М. Пэна, М. А. Савицкого, В. К. Цвирко и др.). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Художественный музей Латвийской ССР

        в Риге. Основан в 1919 (до 1964 - музей латышского и русского искусства) на базе Рижского городского художественного музея, коллекции которого известны с 1764. Включает отделы латышского досоветского (произведения А. Алксниса, Э. Бренцена, Я. Ваптера, К. Гуна, В. Пурвита, Ю. Феддера, Г. Шкилтера), русского дореволюционного, советского (произведения Б. Берзиня, А. Бриеде, Л. Давыдовой-Медене, Т. Залькална, И. Зариня, К. Земдеги, Э. Илтнера, Э. Калныня, Э. Мелдериса, Я. Осиса, Л. Свемпа, О..

Дополнительный поиск Художественное конструирование Художественное конструирование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Художественное конструирование" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Художественное конструирование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 30 символа