Чехословакия

178

        (Ceskoslovensko), Чехословацкая Социалистическая Республика, государство в Центральной Европе. Представляет собой федерацию двух республик - Чехии и Словакии. Расположенная на главных европейских торговых путях, Чехословакия с древности была районом, где перекрещивались многие общеевропейские и локальные художественные культуры. Памятники эпох палеолита, неолита и бронзы в Чехословакии отражают связи с Западной, Центральной и Юго-Восточной Европой, а также с Эгейским миром (см. Эгейское искусство). В эпоху железа на территории Чехословакии сменялись культуры, близкие гальштатскому искусству и культуре кельтов, но испытавшие также влияния скифов, иллирийцев, этрусков. В I в. До н. Э. На территорию Чехословакии проникли древние германцы, в I-II вв.

Н. Э. Часть её была оккупирована Древним Римом. В V-VI вв. Чехословакию заселили древнеславянские племена (см. Славяне), явившиеся древними предками современных чехов и словаков. Художественные традиции Чехословакии восходят к Великоморавской державе (IX - начало X вв.), воспринявшей достижения современной европейской цивилизации (главным образом Византии и славянских стран Балканского полуострова - Сербии и Хорватии). С утверждением на территории Чехословакии католичества и расширением связей Чешского королевства (с 1198) со "Священной Римской империей" византийские традиции дополнились пришедшими из Германии и Франции позднекаролингскими и оттоновскими воздействиями. С укреплением феодальных отношений и королевской власти, развитием торговли и ремёсел, ростом городов (конец X-XI вв.) расширилось светское и церковное строительство в дороманском, а с конца XII в.

- романском стиле, отражающем в Чехии связи с искусством Германии, Франции, Северной Италии и Византии. Искусство Словакии (с первой четверти XI в. - в составе Венгерского королевства, с 1568 - во владениях Габсбургов) развивалось в контакте с культурой Австрии, Венгрии и Польши, но сохраняло и связи с Чехией. Искусство готики, переживавшее в Чехии яркий расцвет в конце XIII - начале XVI вв., оказало воздействие на Словакию и ряд других соседних стран. После поражения движения гуситов во второй половине XV в. Укрепилась власть феодалов, начался постепенный упадок городов. Появившийся в середине XVI в. Стиль Возрождения, насаждавшийся крупными феодалами, не пустил глубоких корней. Он уживался в архитектуре и изобразительном искусстве с пережитками готики и получил наиболее своеобразное преломление в городском строительстве второй половины XVI - начала XVII вв.

Он отличался своеобразными чертами как в Чехии, так и в Словакии. После поражения антигабсбургского Чешского восстания 1620-28 восторжествовала феодально-католическая реакция. Распространившийся стиль барокко был представлен преимущественно работами иностранных архитекторов и художников. Вместе с тем в условиях непрекращавшейся борьбы против Габсбургов в искусстве барокко в Чехословакии в XVII-XVIII вв. Постепенно сложилось национальное направление, отличав- шееся реалистическими и демократическими устремлениями.        С конца XVIII в. В Чехословакии усилилось формирование капитализма Рост национально- освободительного движения нашёл отражение в искусстве Чехии и Словакии XIX в. После кратковременного распространения классицизма (получившего наибольшее развитие в Словакии) в середине XIX в.

В архитектуре утвердилось направление национальной романтики (парадные общественные постройки в духе неоренессанса и необарокко в Праге и других городах). В пейзаже и портретной живописи классицизм сосуществовал наряду с романтизмом, чертами бидермейера и нарастающими реалистическими тенденциями. Искусство романтизма, проникнутое национально-демократическими идеалами, переживало расцвет в 50-70-х гг. (в декоративной и станковой живописи, графике). Одновременно в Чехии развивался демократический реализм, проникнутый социально-критическими тенденциями. В 80-х гг. Сложилась чешская национальная школа реалистического пейзажа, отмеченного пленэрными исканиями. Прогрессивные национальные тенденции в искусстве в последней трети XIX в.

Утверждались в борьбе с академизмом. В Словакии, испытывавшей после образования двуединой Австро-Венгерской монархии (1867) двойной национальный гнёт, культура развивалась замедленными темпами. Демократический реализм сложился здесь лишь на рубеже XIX-XX вв. И был отмечен воздействием академизма. Художественная культура Чехии рубежа XIX-XX вв. Отличалась глубокими противоречиями, острой идейной борьбой. Прогрессивное национальное направление в искусстве развивалось в столкновении с декадентскими тенденциями. В начале XX в. Стилю "модерн" были присущи поиски национального своеобразия. В искусстве чешского символизма интерес к народной жизни, черты жизнеутверждения сочетались порой с социально-критическими и пессимистическими нотами.

В архитектуре так называемый чешский кубизм явился своеобразным переходом к функционализму. В изобразительном искусстве Чехии на рубеже веков играли важную роль и национально реалистические традиции XIX в. (в пейзаже, жанровой и портретной живописи и графике). В конце 1900-х гг. В Чехословакии проявилось воздействие авангардистских (см. Авангардизм) художественных течений Европы. В творчестве крупных художников оно сочеталось с поисками самобытных национальных путей, интересом к жизни народа.        Крах Австро-Венгерской монархии, образование независимого буржуазного государства Чехословакия (1918) способствовали подъёму культуры Чехии и Словакии, их дальнейшему сближению. На искусство Чехословакии в 20-30-х гг.

Оказали большое влияние Октябрьская революция 1917 в России, существование Венгерской и Словацкой советский республик (1919), усиление коммунистического и рабочего движения. В архитектуре после кратковременного распространения неоклассицизма сложилась национальная школа функционализма. Делались первые опыты массовой застройки на типовой и индустриальной основе. В изобразительном искусстве получили развитие прогрессивные национальные традиции начала XX в. В творчестве живописцев различных направлений усилились реалистическое начало, интерес к современной жизни. Ряд художников обратился к традициям народного искусства. В 20-х гг. В процессе осознания противоречивости буржуазного строя появились социально- критические тенденции, сформировалось так называемое социальное искусство (живопись, скульптура, графика).

Творчество художников, стремившихся к созданию пролетарского искусства, иногда отличалось противоречи- востью художественных установок. В период наступления фашизма в антифашистском строю объединились художники различных направлений. Боевой антифашистский характер приобрела политическая графика. Антифашистское направление в искусстве сохранялось и в период фашистской оккупации 1938-45. Многие художники, принимавшие участие в политической борьбе, гибли в концлагерях.        После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации и установления народной власти получили развитие лучшие традиции национальной демократической культуры. Построены современные промышленные предприятия, гидроэлектростанции, промыш- ленные города, новые, рациональные по планировке, благоустроенные жилые районы, школы, больницы, многочисленные общественные здания, спортивные и транспортные сооружения.

Осуществлена большая работа по реставрации архитектурных памятников. В изобразительном искусстве конца 40-х - начала 50-х гг. Большое значение имели национальные реалистические традиции первой половины XX в. Произведения многих художников наполнились новым, социалистическим содержанием. С конца 50-х гг. Как реакция на упрощённое понимание социалистического реализма в работах художников проявилось стремление к обновлению художественных средств, формально-пластическим исканиям. Выступление в конце 60-х гг. Антисоциалистических элементов нанесло урон художественной культуре Чехословакии. Распространились различные неоавангардистские течения. С начала 70-х гг. Ведётся борьба за возрождение демократических традиций национальной культуры, в искусстве наблюдается новый подъём, усиливаются реалистические тенденции.

См. Также Словакия, Чехия.Литература. ИСиНМ, т. 5, М., 1981. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Чехия

        (Cechy), Чешская Социалистическая Республика. В составе Чехословакии. Расположена в западной части страны. В Чехии сохранились палеолитическая скульптура, керамика эпохи неолита, памятники гальштатского искусства, искусства кельтов, древних германцев и славян. Раннесредневековое искусство Чехии восходит к эпохе расцвета Великоморавской державы (IX - начало X вв.) и возвышения Чешского княжества (с середины X в.). Поселения в Праге, Старе-Место близ Угерске-Градиште, с. Микульчице - с дер..

Чехонин Сергей Васильевич

        (1878-1936), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1896-97) и в школе М. К. Тенишевой (1897-1900) у И. Е. Репина. Член объединения "Мир искусства". Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали. Один из создателей "агитационного фарфора" (блюдо "Красный Балтийский флот", 1923, ГРМ), художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (1918-1923, 1925-27). Выработал каллиграфически из..

Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая республика

        Чечено-Ингушетия. В составе РСФСР. Расположена на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Древнейшие образцы художественной культуры на территории Чечено-Ингушетии восходят к 3-1-му тысячелетиям до н. Э. Остатки жилищ, чернолощёная керамика куро-аракской культуры. Красно-глиняные сосуды, бронзовые предметы майкопской культуры. Керамика с узорами из отпечатков шнура северокавказской культуры. Керамика с геометрическими узора..

Чечулин Дмитрий Николаевич

        (1901-1981), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1971), действительный член АХ СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1976). Окончил архитектурный факультет московского Вхутеина (1929). В 1945-49 главный архитектор Москвы. Активный участник осуществления плана реконструкции Москвы. С использованием элементов классического наследия выстроены станции метрополитена "Комсомольская" (первая очередь, 1935), "Киевская" (вторая очередь, 1937-38) - Государственная премия СССР (19..

Дополнительный поиск Чехословакия Чехословакия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чехословакия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чехословакия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа