Чехословакия
(Ceskoslovensko), Чехословацкая Социалистическая Республика, государство в Центральной Европе. Представляет собой федерацию двух республик - Чехии и Словакии. Расположенная на главных европейских торговых путях, Чехословакия с древности была районом, где перекрещивались многие общеевропейские и локальные художественные культуры. Памятники эпох палеолита, неолита и бронзы в Чехословакии отражают связи с Западной, Центральной и Юго-Восточной Европой, а также с Эгейским миром (см. Эгейское искусство). В эпоху железа на территории Чехословакии сменялись культуры, близкие гальштатскому искусству и культуре кельтов, но испытавшие также влияния скифов, иллирийцев, этрусков. В I в. До н. Э. На территорию Чехословакии проникли древние германцы, в I-II вв.
Н. Э. Часть её была оккупирована Древним Римом. В V-VI вв. Чехословакию заселили древнеславянские племена (см. Славяне), явившиеся древними предками современных чехов и словаков. Художественные традиции Чехословакии восходят к Великоморавской державе (IX - начало X вв.), воспринявшей достижения современной европейской цивилизации (главным образом Византии и славянских стран Балканского полуострова - Сербии и Хорватии). С утверждением на территории Чехословакии католичества и расширением связей Чешского королевства (с 1198) со "Священной Римской империей" византийские традиции дополнились пришедшими из Германии и Франции позднекаролингскими и оттоновскими воздействиями. С укреплением феодальных отношений и королевской власти, развитием торговли и ремёсел, ростом городов (конец X-XI вв.) расширилось светское и церковное строительство в дороманском, а с конца XII в.
- романском стиле, отражающем в Чехии связи с искусством Германии, Франции, Северной Италии и Византии. Искусство Словакии (с первой четверти XI в. - в составе Венгерского королевства, с 1568 - во владениях Габсбургов) развивалось в контакте с культурой Австрии, Венгрии и Польши, но сохраняло и связи с Чехией. Искусство готики, переживавшее в Чехии яркий расцвет в конце XIII - начале XVI вв., оказало воздействие на Словакию и ряд других соседних стран. После поражения движения гуситов во второй половине XV в. Укрепилась власть феодалов, начался постепенный упадок городов. Появившийся в середине XVI в. Стиль Возрождения, насаждавшийся крупными феодалами, не пустил глубоких корней. Он уживался в архитектуре и изобразительном искусстве с пережитками готики и получил наиболее своеобразное преломление в городском строительстве второй половины XVI - начала XVII вв.
Он отличался своеобразными чертами как в Чехии, так и в Словакии. После поражения антигабсбургского Чешского восстания 1620-28 восторжествовала феодально-католическая реакция. Распространившийся стиль барокко был представлен преимущественно работами иностранных архитекторов и художников. Вместе с тем в условиях непрекращавшейся борьбы против Габсбургов в искусстве барокко в Чехословакии в XVII-XVIII вв. Постепенно сложилось национальное направление, отличав- шееся реалистическими и демократическими устремлениями. С конца XVIII в. В Чехословакии усилилось формирование капитализма Рост национально- освободительного движения нашёл отражение в искусстве Чехии и Словакии XIX в. После кратковременного распространения классицизма (получившего наибольшее развитие в Словакии) в середине XIX в.
В архитектуре утвердилось направление национальной романтики (парадные общественные постройки в духе неоренессанса и необарокко в Праге и других городах). В пейзаже и портретной живописи классицизм сосуществовал наряду с романтизмом, чертами бидермейера и нарастающими реалистическими тенденциями. Искусство романтизма, проникнутое национально-демократическими идеалами, переживало расцвет в 50-70-х гг. (в декоративной и станковой живописи, графике). Одновременно в Чехии развивался демократический реализм, проникнутый социально-критическими тенденциями. В 80-х гг. Сложилась чешская национальная школа реалистического пейзажа, отмеченного пленэрными исканиями. Прогрессивные национальные тенденции в искусстве в последней трети XIX в.
Утверждались в борьбе с академизмом. В Словакии, испытывавшей после образования двуединой Австро-Венгерской монархии (1867) двойной национальный гнёт, культура развивалась замедленными темпами. Демократический реализм сложился здесь лишь на рубеже XIX-XX вв. И был отмечен воздействием академизма. Художественная культура Чехии рубежа XIX-XX вв. Отличалась глубокими противоречиями, острой идейной борьбой. Прогрессивное национальное направление в искусстве развивалось в столкновении с декадентскими тенденциями. В начале XX в. Стилю "модерн" были присущи поиски национального своеобразия. В искусстве чешского символизма интерес к народной жизни, черты жизнеутверждения сочетались порой с социально-критическими и пессимистическими нотами.
В архитектуре так называемый чешский кубизм явился своеобразным переходом к функционализму. В изобразительном искусстве Чехии на рубеже веков играли важную роль и национально реалистические традиции XIX в. (в пейзаже, жанровой и портретной живописи и графике). В конце 1900-х гг. В Чехословакии проявилось воздействие авангардистских (см. Авангардизм) художественных течений Европы. В творчестве крупных художников оно сочеталось с поисками самобытных национальных путей, интересом к жизни народа. Крах Австро-Венгерской монархии, образование независимого буржуазного государства Чехословакия (1918) способствовали подъёму культуры Чехии и Словакии, их дальнейшему сближению. На искусство Чехословакии в 20-30-х гг.
Оказали большое влияние Октябрьская революция 1917 в России, существование Венгерской и Словацкой советский республик (1919), усиление коммунистического и рабочего движения. В архитектуре после кратковременного распространения неоклассицизма сложилась национальная школа функционализма. Делались первые опыты массовой застройки на типовой и индустриальной основе. В изобразительном искусстве получили развитие прогрессивные национальные традиции начала XX в. В творчестве живописцев различных направлений усилились реалистическое начало, интерес к современной жизни. Ряд художников обратился к традициям народного искусства. В 20-х гг. В процессе осознания противоречивости буржуазного строя появились социально- критические тенденции, сформировалось так называемое социальное искусство (живопись, скульптура, графика).
Творчество художников, стремившихся к созданию пролетарского искусства, иногда отличалось противоречи- востью художественных установок. В период наступления фашизма в антифашистском строю объединились художники различных направлений. Боевой антифашистский характер приобрела политическая графика. Антифашистское направление в искусстве сохранялось и в период фашистской оккупации 1938-45. Многие художники, принимавшие участие в политической борьбе, гибли в концлагерях. После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации и установления народной власти получили развитие лучшие традиции национальной демократической культуры. Построены современные промышленные предприятия, гидроэлектростанции, промыш- ленные города, новые, рациональные по планировке, благоустроенные жилые районы, школы, больницы, многочисленные общественные здания, спортивные и транспортные сооружения.
Осуществлена большая работа по реставрации архитектурных памятников. В изобразительном искусстве конца 40-х - начала 50-х гг. Большое значение имели национальные реалистические традиции первой половины XX в. Произведения многих художников наполнились новым, социалистическим содержанием. С конца 50-х гг. Как реакция на упрощённое понимание социалистического реализма в работах художников проявилось стремление к обновлению художественных средств, формально-пластическим исканиям. Выступление в конце 60-х гг. Антисоциалистических элементов нанесло урон художественной культуре Чехословакии. Распространились различные неоавангардистские течения. С начала 70-х гг. Ведётся борьба за возрождение демократических традиций национальной культуры, в искусстве наблюдается новый подъём, усиливаются реалистические тенденции.
См. Также Словакия, Чехия.Литература. ИСиНМ, т. 5, М., 1981. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).
Дополнительный поиск Чехословакия
На нашем сайте Вы найдете значение "Чехословакия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чехословакия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа