Шагал

199

Марк Захарович (1887, Витебск – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), русский художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., соединивший в своём творчестве древние традиции иудейской культуры с ярким новаторством. Родился в семье приказчика. В 1906 г. Начал брать частные уроки у художника-реалиста Ю. М. Пэна. В Санкт-Петербурге посещал Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств (1906—09), студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. В 1910—14 гг. Жил в Париже в колонии художников «Улей», сблизился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и др. Авангардистами. В Париже были созданы картины «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами», «Скрипач» (обе – 1912).

В 1914 г. В Берлине с успехом прошла первая персональная выставка Шагала. Вернувшись в Витебск в начале Первой мировой войны (1914), Шагал женился (1915) на Белле Розенфельд, дочери богатого витебского торговца. Жена стала героиней многих его картин («Двойной портрет со стаканом вина», 1917. «Над городом», 1914—18. «День рождения», 1915—23). Октябрьскую революцию (1917) художник воспринял с энтузиазмом. В 1918—19 гг. Был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, создавал оформление города к революционным праздникам, пытался организовывать выставки, открывать музеи и школы. Постоянные разногласия с местным руководством заставили художника переехать в Москву. В своих произведениях Шагал создал индивидуальную мифологию, внутри которой существовали в равновесии Земля и космос, Париж и российская провинция.

Характерные пейзажи провинциального Витебска соседствуют в его картинах с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917). Творчество Шагала насквозь автобиографично. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные («Суббота», 1910). В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920—22). В 1922 г. Шагал уехал в Берлин, где издал книгу мемуаров «Моя жизнь». С 1923 г. Жил в Париже, где познакомился с французским издателем А. Волларом, по заказу которого создал иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя (изданы в 1948 г.), «Басням» Лафонтена (изданы в 1952 г.) и Библии (вышла в 1956 г.). Во время Второй мировой войны Шагал с семьёй эмигрировал в США.

С 1941 г. Жил в Нью-Йорке («Перья и цветы», 1943). В 1944 г. Умерла жена Шагала, но её образ по-прежнему жил в картинах («Вокруг неё», «Свадебные свечи». Обе – 1945. «Ноктюрн», 1947). В 1948 г. Художник вернулся во Францию. После войны Шагал работал для театра (оформление спектакля И. Ф. Стравинского «Жар-птица» в Нью-Йорке, 1945. Балета Равеля «Дафнис и Хлоя», 1958. «Волшебной флейты» В. А. Моцарта в Метрополитен-опера, 1967), создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме. Разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект декора зрительного зала Парижской оперы. В 1977 г. В Лувре состоялась персональная выставка художника. В Хайфе (с 1957 г.) и Ницце (с 1973 г.) существуют музеи Шагала.

В 1992 г. Открылся дом-музей Шагала в Витебске.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Чюрлёнис Микалоюс Константинас Константино

        (1875-1911), литовский живописец и композитор. Представитель символизма. Учился живописи в Рисовальной школе Я. Каузика (1902-05) и в Художественном училище (1905) в Варшаве. Член объединения "Мир искусства" (с 1911). Символистически обобщённая, своеобразная по тонкой серебристой колористической гамме живопись Чюрлёниса, переносящая зрителя в мир сказки (цикл "Сказка королей", 1907), фантастических видений, мистики (цикл "Сотворение мира", 1904-06), народных представлений и верований (ци..

Шабер

        (нем. Schaber, от schaben - скоблить), металлорежущий инструмент в виде металлического стержня с режущими кромками на конце. В графике шабер употребляется для выравнивания зернистой металлической доски при гравировании в технике меццо-тинто, удаления заусениц ("барб"), образующихся при гравировании, и др. Иногда шабером пользуются литографы и скульпторы. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Шагал Марк Захарович

        (Chagall) (1887-1985), французский живописец и график. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. (1907-09). В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914-22 - в России, с 1917 руководил Школой искусства в Витебске, участвовал в оформлении революционных праздников. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Источник сюжетов большинства произведений Шагала - еврейский местечковый быт, трактованн..

Шадов

        (Schadow), семья немецких художников конца XVIII-XIX вв. Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850), скульптор. Представитель классицизма. Учился в Берлине, затем в Риме (1785-87). Вице-директор (с 1805), директор (с 1815) берлинской АХ. Часто используя мотивы античной пластики, создавал как строгие официальные монументы (квадрига с фигурой Победы на Бранденбургских воротах в Берлине, медь, 1788-94), так и более камерные композиции, отмеченные пластичной грацией и эмоциональной открытостью ("Кронп..

Дополнительный поиск Шагал Шагал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шагал" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шагал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 5 символа