Шпалера
(нем. Spalier, от итал. Spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани, см. Коптское искусство). В зависимости от типа станка различают два вида шпалер. Готлис - вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис - на горизонтальных станках.
Моделью для шпалер служит картон - живописный эскиз в размере ковра. Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ("Анжерский Апокалипсис" - семь огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, около 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге. Шесть ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", конца XV - начала XVI вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу "мильфлёров" - шпалеры с фоном, сплошь затканным кустиками цветов). Основные центры средневекового шпалерного ткачества - Париж, Аррас, Турне, с конца XV в.
- Брюссель, где в начале XVI в. Была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в XVII в. - серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины XVII в. Во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, см. Гобелен. Мануфактуры в Бове и Обюсоне). Излюбленные темы шпалер XVII-XVIII вв. - мифические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В XVIII-XIX вв. Шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине XX в. В творчестве Ж. Люрса и др. В современном декоративно- прикладном искусстве шпалера чаще именуется гобеленом. В России производство шпалер началось при Петре I.
В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой - "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (ГЭ). Расцвет деятельности мануфактуры - вторая половина XVIII - начало XIX вв. В русской шпалере эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из так называемого Гурьевского гарнитура, 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в СССР сосредоточены в ГЭ, ГРМ и в музеях Московского Кремля.Литература. Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. В собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974. Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975. Thomson W. G., A history of tapestry..., 3 ed., L., 1973.
(Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).
Дополнительный поиск Шпалера
На нашем сайте Вы найдете значение "Шпалера" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шпалера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа