Эль Лисицкий

190

(настоящее имя Лисицкий Лазарь Маркович) (1890, село Починок Смоленской области – 1941, Москва), русский живописец, график, дизайнер, автор архитектурных проектов, педагог. Один из крупнейших мастеров русского авангарда. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (1909—14), в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву (1915—18). Член художественных объединений Утвердители нового искусства (Уновис. 1919—21), «Ассоциация новых архитекторов» (1925), «Четыре искусства» (с 1924 г.). Важнейшую роль в творчестве художника сыграли теория и практика супрематизма (метод выражения структуры мироздания в простейших геометрических формах, разработанный К. С. Малевичем).

В 1919—20 гг. Эль Лисицкий руководил архитектурным факультетом и мастерскими графики в витебской Народной художественной школе, создавал «проуны» (проекты утверждения нового) и «фигурины» – проекты театральных костюмов для футуристической оперы «Победа над солнцем» (1920—21). В фигуринах, исполненных в технике гуаши, акварели, туши, часто используется революционная символика цвета и форм (красный квадрат, красная звезда и др.). В проунах плоские геометрические фигуры обретают объём. Поверхность листа бумаги превращается в космическое пространство, в котором движутся или находятся в покое объёмные геометрические элементы («Проун – 84», 1923—24). Создание проунов позволило Эль Лисицкому перейти к работе в реальной предметно-пространственной среде и архитектуре.

«Проект передвижной ораторской трибуны» (1920) имел в основе проун. В «Проекте небоскрёба на площади у Никитских ворот» (1924—25) крупные объёмы параллелепипедов расположены на трёх стойках-опорах. В «Проекте яхт-клуба для международного Красного стадиона на Ленинских горах» (1925) художник создал структуру из простых геометрических объёмов, ввёл в композицию резкие диагонали и яркий локальный цвет. Эль Лисицкий – основоположник дизайна выставочного пространства. При оформлении экспозиций он активно использовал движущиеся установки, фотомонтаж. Новаторские идеи Лисицкого воплотились в экспозициях выставок «Пресса» в Кёльне (1928), «Фильм и фото» в Штутгарте (1929), гигиены в Дрездене (1930), пушнины в Лейпциге (1930).

Эль Лисицкий развивал в своём творчестве передовые открытия современного искусства. Использовал открытия супрематизма, теорию и практику конструктивизма, был тесно связан с Н. А. Ладовским. Его оригинальные пластические решения воплотились в самых различных областях искусства, вписав одну из наиболее ярких страниц в историю художественного авангарда.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Эль Греко

(el greco) (Доменико Теотокопули) (1541, о. Крит – 1614, Толедо), испанский живописец, грек по происхождению. Учился на Крите, по-видимому, у иконописцев, что во многом определило своеобразие его творчества. После 1560 г. Уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. В 1570—76 гг. Жил и работал в Риме («Мальчик, раздувающий лучину», ок. 1570—75 гг.), с 1577 г. – в Испании.Эль Греко. «Моление о чаше». Ок. 1590 г. Музей искусства. Толедо  Эль Греко. «Лаокоон». 1610—14 гг. Национальная галерея..

Эль Греко Доменико

        (El Greco. Собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто).        Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испани..

Эльсхаймер Адам

        Эльсхеймер (Elsheimer) (1578-1610), немецкий живописец и гравёр. Учился во Франкфурте-на-Майне. Работал главным образом в Венеции и Риме. Писал небольшие картины (главным образом на меди), перенося религиозные и мифологические сцены в простую бытовую среду ("Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды", Картинная галерея, Дрезден). В пейзажах сочетал поэтичность и интимность восприятия природы с несколько условной, трехплановой композицией. Особенно характерны для Эльсхаймера ночные сцены, от..

Эмпоры

        (от нем. Empore - возвышение), сооружения в виде трибун или галерей в интерьерах средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют с хорами. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Эль Лисицкий Эль Лисицкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эль Лисицкий" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эль Лисицкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 12 символа