Ювелирное искусство

255

        (от нем. Juwel или голл. Juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых драгоценных цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. Д. В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др., механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.        Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного).

Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно- магические представления. Вплоть до XX в. Ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.        На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам.

Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды. Применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер). Ювелирные изделия эгейского искусства (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в произведения ювелирного искусства Древней Греции классического периода (V-VI вв.

До н. Э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в произведениях эллинистического искусства и Древнего Рима вновь появился интерес к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического ювелирного искусства получили художественные изделия из серебра. В ювелирном искусстве сасанидского Ирана (III-VII вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.        В ювелирном искусстве мусульманских стран Востока большое значение получили отвлечённый геометрический или растительный орнамент и каллиграфия. В раннем средневековье золото и серебро обычно заменялось бронзой, с XIII в. В придворном ювелирном искусстве всё чаще стали применять драгоценные металлы (обработанные в технике филиграни, инкрустации, черни и т.

Д.) и камни. В народном ювелирном искусстве широкое распространение получило сочетание серебра с бирюзой и сердоликом. Особая пышность украшений характерна для ювелирных изделий средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру. Многочисленные первоклассные образцы ювелирного искусства были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).        Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства - применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы "Звериного стиля" в орнаментике.

В византийском ювелирном искусстве (распятия, чеканные литургии, сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В ювелирных изделиях романского стиля и готики (где применялись редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторяющих формы церковного зодчества.        Мастера эпохи Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступали на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки.

В XVII-XVIII вв. Возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирного искусства XV-XVIII вв. - немецкое художественное серебро (мастера семьи Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирного искусства выдвинулись с конца XVII в. На первое место в Европе. В XVIII в. Господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале XIX в. - строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне - придворных мастеров Наполеона I).        В середине XIX в. Производство массовых ювелирных изделий механизируется.

В употребление широко входят упрощённые приёмы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Большинство изделий ювелирного искусства XIX в. Стилистически тяготеет к эклектизму, против которого в конце XIX - начале XX вв. Выступили мастера стиля "модерн" (Р. Лалик во Франции и др.). Для ювелирного искусства Х в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к "дизайнерским" формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для ювелирного искусства 20-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм "модерна" или традиции народного и средневекового ювелирного искусства.

Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине XX в. Всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).        Ювелирное искусство на территории СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археоло- гические находки в Закавказье, Средней Азии, на Алтае и др. К вершинам мирового ювелирного искусства принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии, Армении, Дагестана (см.

Кубачи).        Для Киева XI-XII вв. Особенно характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI-XII вв. - серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы XII-XIII вв. - различные изделия (браслеты и т. Д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля XIV-XV вв. - оклады икон и Евангелий, складни и т. Д. Со сканью, чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и литыми изображениями. В XVI в. (когда общерусским центром ювелирного искусства стала Москва) особое распространение получили чернь и эмаль, в XVII в. - эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов). В XVII в. Развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирного искусства - сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.        Русское ювелирное искусство XVIII в.

(с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. В XVIII в. Складывается великоустюжское чернение по серебру. В XIX в. В Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале XX в. - фирма Оловянишниковых (культовые изделия в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) изготовляли фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М.

Перхина и др.).        Изделия советского ювелирного искусства производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов (Кубачинский комбинат художественных изделий в Дагестанской АССР, фабрика "Ростовская финифть", Красносельский ювелирный завод в Костромской области и др.). Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.). Ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского ювелирного искусства 60-х - начала 80-х гг. - Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р.

Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель в Эстонской ССР..

Значения в других словарях
Эчмиадзин

        (до 1945 - Вагаршапат), город в Армянской ССР. Известен со II в. До н. Э. Исторический центр армянской апостольской церкви. Собор (303, перестроен в V и VII вв.) с колокольней (1653-58) и ризницей (1869). В соборе - фрески (конца XVII-XVIII вв., Овнатан Нагаш, и конца XVIII в., О. Овнатанян). В комплексе сложившегося вокруг собора монастыря - трапезная (первая половина XVII в.), гостиница (середина XVIII в.), дом католикоса (1738-41) и другие постройки. В Эчмиадзине находятся храмы Рипси..

Ювара Филиппе

        Юварра (Juvara, Juvarra) (1678-1736), итальянский архитектор. Представитель позднего барокко. Учился в Риме (1703-14) у К. Фонтаны. Работал главным образом в Турине, а также в Португалии и Испании. В постройках Ювара (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718-21, в Турине. Комплекс монастыря Суперга, 1715-31, охотничий замок Ступиниджи, 1729-34, - оба близ Турина) барочная величественность форм и применение увеличенного по масштабу "колоссального" ордера сочетаются с классической чёткостью д..

Югендстиль

        (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля "модерн". Произошло от названия мюнхенского журнала "Jugend", пропагандировавшего этот стиль. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Юго-Осетинская Автономная область

        Южная Осетия. В составе Грузинской ССР. Расположена на южных склонах Большого Кавказа. Среди памятников древней художественной культуры, обнаруженных на территории Южной Осетии, - остатки поселений с круглыми в плане жилыми постройками (6-5-е тысячелетие до н. Э.), бронзовые, золотые и серебряные изделия с рельефным декором (2-е тысячелетие до н. Э.), бронзовые топоры изящной формы, фибулы, браслеты с геометрическим орнаментом и изображениями животных, керамика с геометрическими узорами ..

Дополнительный поиск Ювелирное искусство Ювелирное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ювелирное искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ювелирное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 19 символа