Брахманизм
Ступень в развитии ре лиг. Мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени жреческой варны - брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам (см. БРАХМАНЫ 1). Б. Сложился в осн. Чертах в период приблиз. С VIII по II в. До н. Э. В двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии ариев с местными культами. К этому времени язык древних ведийских текстов стал малопонятным, а в филологич. Отношении мертвым. Выделился особый класс людей - брахманов, специалистов в толковании текстов и ритуалов, в объяснении цели и смысла обрядовых действий. Одновр. Усложнялся ритуал и техника его исполнения, усложнялся и видоизменялся пантеон, мифология и т.
П. Но все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочивание космогонии и теологии. В пантеоне на первый план вышел Праджапати-бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творч. Силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее мифологич. Развитие в концепции индуистской триады тримурти. Праджапати осмысливается и как жертва, из к-рой создается мир. Вследствие этого жертвенное действие понимается как нечто большее, чем одна из форм ритуальных процедур.
Она приобретает космогонич. Измерение. Космогония в Б. Получила циклич. Характер с введением в нее идеи мировой катастрофы - пралаи. С функцией брахманов-жрщов было связано развитие символич. Стороны ритуала, а также выделение действующего начала всех ритуальных процедур и одновременно субстрата всех вещей в мире. Именно в этом направлении смещаются акценты. "речью и умом движется (букв, "вращается") жертва". Отсюда следует, что эффективность ритуальных процедур (песнопений, рецитации гимнов, произнесения священных формул и т. П.) повышается при концентрации внимания на опред. Мифологеме, на мифич. Образе - символич. Прототипе совершаемого ритуального действия. Т. Обр. В ритуале выделилось три осн. Компонента. Физическое действие, речевое сопровождение и ментальное усилие.
Соотнесение действий ритуала с мифологич. Прототипом символич. Оправдывало и подкрепляло всю деятельность жреца-брахмана. Брахманическая картина мира характеризовалась главными чертами всякой ритуализованной картины бытия. Согласно ей, существует два мира. Мир богов и мир людей, сакральный и профанный. Единственная возможность для людей обрести реальность, опору в жизни-перейти в мир богов, а это возможно лишь в ритуале. Так человеческая жизнь получала онтологич. Прочность и истинность. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов высоким и прочным и приравнивало их к богам.М. Альбедиль .
Дополнительный поиск Брахманизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Брахманизм" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брахманизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 10 символа