Вак

300

(Ветер) - древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. Авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и разрушительно-губительную функцию, - возможно, и к индоевропейской эпохе. В Ведах В. Фигурирует наряду с другим (иногда тождественным ему, иногда отличным от него) богом ветра Ватой (ср. Авест. Вата), причем В. Более антропоморфен, а Вата, как и в иранской мифологии, представляет стихию ветра. В. Иногда выступает колесничим Индры (Вата - Парджанъи). Обычно В. Предстает в облике прекрасного юноши, мчащегося на колеснице, запряженной красными конями. Его гл. Свойство - стремительность, он - "быстрейший из богов", первым прибывающий на место жертвоприношения. Вата, в отличие от В., - невидим, не имеет облика, гл.

Его характеристика - сокрушающая сила удара, натиска. К нему обращаются с просьбой погубить врагов, но он же выступает целителем. В его доме хранится сокровище бессмертия. В индуизме образ Ваты поглощен образом В. Амбивалентность фигуры самого В., восходящая к глубокой архаике (ср. Аналогич. Представления о ветре у греков, славян и др. Индоевроп. Народов) и, по-видимому, приглушенная в Ведах, раскрывается в раннеиндуистских текстах эпоса. В. - дыхание (прана) вселенной и всех живых существ, но он может покинуть их, вызвав всеобщую гибель ("Рам". VII. 35). В "Махабхарате" природным ветрам, соотносимым с пранами в человеч. Теле, противопоставляется "сокрушающий дыхание всех живых существ" ветер смерти. В. Выступает и божеством космич., всеобщей эсхатологии ("ветер конца юги").

В. Играет немаловажную роль в мифологии, "фоне" индийского эпоса (отец Бхимы, Ханумала), но с развитием индуизма значение его падает. В пуранах оно сводится к тому, что В. Выступает одним из локапал - хранителем северо-запада.Я. Васильков.

Значения в других словарях
ВАК

см. Высшая аттестационная комиссия.. ..

Вак

См. Высший аттестационный комитет.. ..

Вак

(швед. Vacke - смета). Часть шведского государственного бюджета, в которой исчислены доходы с поземельного сбора.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)швед. Wacke, смета. Часть шведского бюджета, в которой исчислены доходы от поземельного сбора.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

ВАК

Геофиз., нефт. Волновой акустический каротаж full-waveform logging, sonic waveform logging. ..

Вак

См. Высший аттестационный комитет.. ..

Вак

Ж. Нескл.Высшая аттестационная комиссия.. ..

Вак

ВАК ВАКа. М. [прописными буквами] Буквенное сокращение. Высшая аттестационная комиссия (государственный орган России, руководящий аттестацией научных кадров, присуждающий учёные степени и звания).. ..

Вайшешика

(от "вишеша", т. Е. Философия различий) - одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с нъяей. В лит-ре школы древние "Вайшешика-сутры" имеют меньшее значение сравнительно с трудом Прашастапады (IV-V вв.) "Падартхадхармасанграха", т. Е. "Компендиум атрибутов, свойственных обозначаемым словами предметам". В стиле мышления школы - тщательное выведение всех значимых следствий из сформулированных основоположений, последовательная системность, ведущая к почти полной замкнутости и завершенности, и..

Вайшьи

(от "виш" - народ) - члены третьей из четырех варн в древней Индии. К ней принадлежало большинство населения. Занятиями В. Считались земледелие, скотоводство и торговля. В социальном отношении В. Стояли ниже брахманов и кшатриев, но относились к категории двиджа. К началу средневековья процесс разделения труда привел к выделению среди В. Сотен каст. Касты земледельцев и скотоводов стали восприниматься как шудры. С первых веков н. Э. И до сего дня к варне В. Относят себя в осн. Торгово-ростовщиче..

Валлабха-сампрадай

Община кришнаитских бхактов, основанная Валлабхачаръей. См. ПУШТИ-МАРГ.. ..

Валлабхачарья

(1478 - 1530) - мыслитель и проповедник кришнаитского бхакти, автор комментариев к "Бхагавата-пуране" и трактатов "Сиддхантарахасья" и "Анубхашья". Сторонник шуддха-адвайты, или чистого монизма, В. Полагал, что мир столь же реален, сколь и Брахман, поскольку во всех своих проявлениях и есть Брахман и вне Брахмана не имеет существования. Индивидуальная душа (джива) может достичь спасения и слияния с богом посредством бхакти, хотя и др. Пути (джняна, карма) также возможны, но доступны лишь немноги..

Дополнительный поиск Вак Вак

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вак" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вак, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 3 символа